Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Креативность как слово и как концепт

Авторы: Н.М. Азарова (Москва)

ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН, МОСКВА

Выпуск 21, 2014Страницы 21-30
УДК: 81.13DOI:

Аннотация: В русской абстрактной лексике существует некая особенность, позволяющая по-новому рассмотреть целый ряд концептов современной культуры. Это наличие дублетов, появившихся в разное время, но, тем не менее, освоенных языком: концепт и понятие, реальное и настоящее. К подобному феномену относится и пара творчество и креативность. Творчество и креативность противопоставлены по параметрам вертикальность – горизонтальность; тотальная адресация – целевая адресация; некоммуникативность (или ограниченная коммуникативность) – коммуникативность; страдание, преодоление – удовольствие, наслаждение (можно сказать муки творчества, но нельзя муки креативности). Если творчество мандаторно, то креативность теряет идею диктата, становится чем-то дополнительным, желательным. Творчество понимается онтологически, креативность – социально-психологическая категория. Слово творчество в современной общеупотребительной речи чрезвычайно частотно, однако те, кто традиционно считался творцами, особенно имеющими отношение к слову (например, поэты), не отрицая привычного понятия творчество, тем не менее применительно к себе отказываются говорить в терминах творчества и креативности. Частотность терминов креативности и подчеркивание креативности и творчества как ценностей более всего характерны для речи русских женщин upper, upper middle и middle class.

Ключевые слова: Креативность, творчество, коммуникативность, адресация, концепт, лексика

Список литературы:

Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2012.

Демьянков В. З. Языковое творчество и речевая креативность // Язык как медиатор между знанием и искусством: Сб. докл. Междунар. науч. семинара / Институт русского языка им. В. В. Виноградова; под ред. Н. А. Фатеевой. М.: Азбуковник, 2009. С. 11–19.

Кожев А. Введение в чтение Гегеля / Пер. с фр. А. Г. Погоняйло. СПб., 2003.

Лотман Ю. М. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 386–392.

Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2007.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН