Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Вербализация музыки как межсемиотический перевод Авторы: Е. Е. Бразговская (Пермь) ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Статья посвящена проблемам семиотики музыки: музыка как семиотическая система (язык), вербализация музыки как её перевод. В качестве переводов музыки рассматриваются различные виды её литературно- художественных интерпретаций. На примере двух опытов вербального описания Вальса cis-moll Фредерика Шопена выявляются причины, в силу которых адекватность межсемиотического перевода носит исключительно вероятностный характер. Ключевые слова: Межсемиотический перевод, семиотика музыки, семантика музыки, трансмутация знаков, вероятностная интерпретация Список литературы: Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Сост. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С. 90-128. Бенвенист Э. Семиология языка // Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. С. 69-89. Бернстайн Л. Концерты для молодёжи. Л.: Сов. композитор, 1991. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. Иванов Вяч. Вс. Границы семиотики: вопросы к предварительному обсуждению // Современная семиотика и гуманитарные науки. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 31-51. Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. Лотман Ю. С. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2010. Мандельштам О. Стихотворения. Переводы. Очерки. Статьи. Тбилиси: Мерани, 1990. Махов А. Е. Musica literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005. Межелайтис Э. Собр. соч. М.: Худож. Лит., 1977. Т. 1: Стихотворения. Скворцов М. Четырнадцать вальсов и одна жизнь. Ex Libris // Независимая газета. 2001. 25 мая. Стендаль. Письма о прославленном композиторе Гайдне // Стендаль. Собр. соч.: В 15 т. М., 1959. Т. 8. С. 5-160. Хаксли О. Контрапункт // Хаксли О. Избранное / Пер. с англ. И. Романовича. М.: Радуга, 2000. Хитрик И. Лирический дневник Шопена. Книга для музыкантов и любителей музыки. М.; Париж; Нью-Йорк: Изд-во «Третья волна», 2001. Хофштадтер Д. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. Самара: ИД «Бахрах-М», 2001. Эко У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе / Пер. с итал. А. Коваля. СПб.: Symposium, 2006. Barthes R. Elements of Semiology / Trans. A. Lavers, C. Smith. N. Y.: Hill and Wang, 1967. Benveniste É. The Semiology of Language // Semiotics: An Introductory Reader / Ed. by R. E. Innis. L.: Hutchinson, 1986. Р. 228-246. Сluver C. The Musikgedicht. Notes on an Ekphrastic Genre // Word and Music Studies Defining the Field: Proceedings of the First International Conference on Word and Music Studies at Graz. 1997. Vol. 352. Р. 187-203. Iwaszkiewicz J. Sny. Ogrody. Sérénité . Warszawa: Czytelnik, 1974. Iwaszkiewicz J. Chopin. Kraków: Polskie wydawnictwo muzyczne, 1976. Iwaszkiewicz J. Wiersze. Warszawa: Czytelnik, 1977. T. 2. Iwaszkiewicz J. Opowiadania muzyczne. Warszawa: Czytelnik, 1971. Iwaszkiewicz J. Muzyka wieczorem. Warszawa: Czytelnik, 1980.Iwaszkiewicz J. Jan Sebastian Bach. Kraków: Polskie wydawnictwo muzyczne, 1985. Iwaszkiewicz J. Spotkania z Szymanowskim. Krakow, PWM, 1986. Wyd. 4. Iwaszkiewicz J. Podróże do Włoch. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy, 2008. Iwaszkiewicz J. Dzienniki 1911–1955. T. I. Warszawa: Czytelnik, 2010. Jakobson R. On linguist aspects of translation // The translation studies reader / Ed. by L. Venuti. L.; N. Y.: Routledge, 2000. Р. 113–118. Lidov D. Is Language a Music? Writings on Musical Form and Signification. Bloomington: Indiana Univ. Press, 2005. Minahan J. A. Word like a bell: John Keats, music and the romantic poet. Kent, OH: Kent State Univ. Press, 1992. Neubauer J. The Emancipation of Music from Language: Departures from Mimesis in Eighteenth-Century Aesthetics. New Haven, CT: Yale UP, 1986. Prieto E. Listening In: Music, Mind, and the Modernist Narrative. Lincoln, NE: Univ. of Nebraska Press, 2002. Tarasti Е. Signs of Music: A Guide to Musical Semiotics. N. Y.: Mouton de Gruyter, 2002. Tarasti Е. Existential Semiotics. Bloomington; Indianapolis: Indiana Univ. Press, 2001. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |