Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Дифирамбическое просветление через дионисийский экстаз в романе Германа Гессе «Степной волк» Авторы: Е. Г. Маргарян РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ, ЕРЕВАН
Аннотация: Делается попытка «прочтения» романа Германа Гессе «Степной волк» через «Рождение трагедии» Фридриха Ницше. Главный герой романа «кентаврический» герой Гарри Галлер, в котором происходит борение двух начал – аполлонического, рассудочного и вакхического, хтонического. Проводником Гарри по лабиринтам бессознательного выступает «менада» Гермина, которая раскрепощает Гарри, приобщив его к миру современного танца и искусству любви. Однако квинтэссенцией дионисизма в романе выступает джазовый саксофонист, томный красавец Пабло. Как и в еврипидовых «Вакханках» побеждает дионисийское начало: Гарри порывает с мелкобуржуазной, рассудочной, чопорно академичной средой и погружается в мир грез. Однако, согласно канонам дифирамбической драмы, посвящение неофита не может совершиться без жертвоприношения – выполняя просьбу Гермины, Гарри закалывает ее ножом. В конце романа происходит примирение и гармонизация дионисического и аполлонического начал: образ Пабло сливается с образом Моцарта, Гарри перерождается для новой жизни. Ключевые слова: Аполлонизм, дионисийство, Пенфей, Дионис, вакханки, Гарри Галлер, Пабло, Гермина, Мария, дифирамбическое, оргия, джаз, экстаз, наркотическое опьянение, театр-зазеркалье, анима, смерть, перерождение Список литературы: Апдайк Дж. Кентавр. М.: АСТ, 2009. 320 c. Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова: Рец. // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1941. Гессе Г. Степной волк. Игра в бисер. Паломничество в Страну Востока / Пер. с нем. С. Апта, С. Аверинцева; коммент. С. Аверинцева. М.: ОЛМА-ПРЕСС; Звездный мир, 2003. 603 с. Еврипид. Трагедии: В 2 т. / Пер. И. Анненского; изд. подгот. М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо; под ред. Л. Гаспарова. М.: Наука; Ладомир, 1999. Т. 2. Ницше Ф. Рождение трагедии / Сост., общ. ред., коммент. и вступ. ст. А. А. Россиуса. М.: Ad Marginem, 2001. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |