Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Дифирамбическое просветление через дионисийский экстаз в романе Германа Гессе «Степной волк»

Авторы: Е. Г. Маргарян

РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ, ЕРЕВАН

Выпуск 20, 2014Страницы 238-248
УДК: 808; 811.14; 821.14DOI:

Аннотация: Делается попытка «прочтения» романа Германа Гессе «Степной волк» через «Рождение трагедии» Фридриха Ницше. Главный герой романа «кентаврический» герой Гарри Галлер, в котором происходит борение двух начал – аполлонического, рассудочного и вакхического, хтонического. Проводником Гарри по лабиринтам бессознательного выступает «менада» Гермина, которая раскрепощает Гарри, приобщив его к миру современного танца и искусству любви. Однако квинтэссенцией дионисизма в романе выступает джазовый саксофонист, томный красавец Пабло. Как и в еврипидовых «Вакханках» побеждает дионисийское начало: Гарри порывает с мелкобуржуазной, рассудочной, чопорно академичной средой и погружается в мир грез. Однако, согласно канонам дифирамбической драмы, посвящение неофита не может совершиться без жертвоприношения – выполняя просьбу Гермины, Гарри закалывает ее ножом. В конце романа происходит примирение и гармонизация дионисического и аполлонического начал: образ Пабло сливается с образом Моцарта, Гарри перерождается для новой жизни.

Ключевые слова: Аполлонизм, дионисийство, Пенфей, Дионис, вакханки, Гарри Галлер, Пабло, Гермина, Мария, дифирамбическое, оргия, джаз, экстаз, наркотическое опьянение, театр-зазеркалье, анима, смерть, перерождение

Список литературы:

Апдайк Дж. Кентавр. М.: АСТ, 2009. 320 c.

Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова: Рец. // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1941.

Гессе Г. Степной волк. Игра в бисер. Паломничество в Страну Востока / Пер. с нем. С. Апта, С. Аверинцева; коммент. С. Аверинцева. М.: ОЛМА-ПРЕСС; Звездный мир, 2003. 603 с.

Еврипид. Трагедии: В 2 т. / Пер. И. Анненского; изд. подгот. М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо; под ред. Л. Гаспарова. М.: Наука; Ладомир, 1999. Т. 2.

Ницше Ф. Рождение трагедии / Сост., общ. ред., коммент. и вступ. ст. А. А. Россиуса. М.: Ad Marginem, 2001.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН