Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Риторика в горах Тавра

Авторы: Е.Г. Маргарян (Ереван)

РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 19, 2013Страницы 31-84
УДК: 808; 811.14; 821.14DOI:

Аннотация: Рассматриваются две лапидарные инскрипции на аттическом наречии древнегреческого языка, выбитые в святилищах-гиеротесионах небольшой малоазийской страны Коммагены. Надписи относятся к I в. до Р.Х. и являются яркими образчиками эллинистической риторики как по стилю, так и по содержанию. Обе надписи в статье приведены без купюр и сокращений, авторский перевод произведен с языка оригинала. Центральной фигурой надписей является их автор или заказчик, Коммагенский царь Антиох I Ервандакан. Надписи составлены в азианическом стиле, столь характерном и неизбежном для эпидейктического красноречия.

Ключевые слова: Эллинизм, риторика, лапидарные инскрипции, контроверсия азианического и аттического стилей, эпидейктика

Список литературы:

Аристотель. Поэтика. Риторика. М.: Азбука, 2000.

Марк Фабий Квинтилиан. Двенадцать книг РИТОРИЧЕСКИХ НАСТАВЛЕНИЙ. Переведены с Латинского Императорской Российской Академии членом Александром Никольским и оною Академиею изданы. Санкт-Петербург, типография Императорской Российской Академии, 1834, часть I.

Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Вопросы литературы, 1971, № 8, с. 40–68; Сб. Типология и взаимосвязь литератур древнего мира / Отв. ред. П. А. Гринцер. М., 1971. С. 206–266.

Аверинцев С. С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Сб. Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 1991. С. 3–26.

Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности // а) Вопросы литературы, 1981, № 4, с. 153–179; б) Поэтика древнегреческой литературы, с. 15–46.

Аверинцев С. С. Античные теории языка и стиля (Антология текстов) / Под ред. О. Фрейденберг. СПб.: Алетейя, 1996. 368 с.

Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию // ПСС, Т. 7. Труды по филологии, 1739–1758 гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

Лосев А. Ф. Риторика. Часть Третья. Эллинистическое искусствознание. II // История античной эстетики. Ранний эллинизм. История античной эстетики. Том V. М.: Искусство, 1979.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: Искусство, 1974.

Лосев А. Ф. Античная литература / Под ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Просвещение, 1986. 467 с.

Маргарян Е. Г. Святилища страны Коммагены и эллинистическая Армения: Автореф. Дисс. … канд. ист. наук. Ереван, 1992.

Маргарян Е. Г. Роль Армении и Коммагены в глобализационных процессах эллинистической эпохи // По материалам международной конференции «Армения в диалоге цивилизаций. Н. Новгород: Деком, 2011.

Маргарян Е. Г. Митраизм как религиозно-мировоззренческая система эллинистической Армении и сопредельном царстве Коммагена (мифология, идеология, этика) // Ivane Javakhishvili Tbilisi State University Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature V International Symposium Contemporary Issues of Literary Criticism. Mythological Thinking, Folklore and Literary Discourse. Euro-pean and Caucasian Experience Dedicated to Vazha-Pshavela's 150th Anniversary. Vol. II. Tbilisi: Institute of Literature Press, 2011.

Маргарян Е. Г. Митраизм в армяно-римской цивилизационной контактной зоне // Историческое пространство. М.: Наука, 2011.

Маргарян Е. Г. На стыке римского и восточноэллинистического цивилизационных «номосов». Из истории приевфратской контактной погранзоны // Критика и семиотика. 2012. Вып. 16.

Маргарян Е. Г. Приевфратская контактная зона. На стыке древних мир-систем // Историческое пространство. М.: Наука, 2012.

Маргарян Е. Г. Мистерия об Аршаке, Васаке и Шапуре из «Истории Армении» Фауста Византийского (Опыт герменевтической реконструкции) // Ivane Javakhishvili Tbilisi State University Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature VI International Symposium Contemporary Issues of Literary Criticism. Mythological Thinking, Folklore and Literary Discourse. European and Caucasian Experience Dedicated to Vazha-Pshavela's 150th Anniversary. Vol. II. Tbilisi: Institute of Literature Press, 2012.

Kлюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: ПРИОР, 2001. 272 с.

Ковельман А. Б. Риторика в тени пирамид: массовое сознание римского Египта / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Наука, 1988. 192 с.

Колосовская Ю. К. Гостеприимство как право народов древнего Рима // Закон и обычай гостеприимства в античном мире: Докл. конф. М.: ИВИ РАН, 1999. 196 с.

Лисовый И. А., Ревяко К. А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Под ред. А. И. Немировского. 3-е изд. Минск: Беларусь, 2001.

Рудольф О. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным (Uber das Irrationale in der Idee des Gottlichen und sein Verhaltnis zum Rationalen, 1917) / Пер. с нем. А. М. Руткевича. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008.

Саркисян Г. Х. Город Древней Армении (III в. до н. э. – IV в. н. э.). Л., 1954.

Саркисян Г. Х. Тигранакерт. Из истории древнеармянских городских общин. М.: Вост. лит., 1960.

Степанян А. А. Развитие исторической мысли Древней Армении и Мовсес Хоренаци. Миф. Рационализм. Историописание. Ер. Изд.: АН Армении, 1991.

Тирацян Г. А. Страна Коммагена и Армения // Изв. АН Арм. ССР. Общественные науки. 1954. № 3.

Устинова Ю. Б. Частные сообщества у греков (Аттика VI–IV вв. до н. э.) // Быт и история в Античности. М.: Наука, 1988. 272 с.

Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Вост. лит., 1998.

Юнг К. Г. Психология и алхимия: Пер. с англ., лат. М.: Рефлбук; Киев: Ваклер, 1997. URL: http://jungland.ru/Library/PsychAlhim2.htm.

Մանասերյան Ռ., Հայաստանը Արտավազդից մինչև Տրդատ Մեծ, Ե., Արեգ, 1997 (Manaseryan R. Hayastany Artavazdic minchev Trdat Mets, Yerevan, Areg,1997)

Մարգարյան Ե., Դրվագներ հին հայոց հոգևոր մշակույթի պատմության, Ե., ՀԱԳԱ հրատարակչ., 2001 (Margaryan E. Drvagner hin haioc mshakuiti hogevor patmutian, Yerevan, Ed. of Arm. SSR, 2001; Маргарян Е. Г. Очерки духовной истории древней Армении. Е. Изд. АНАН, 2001).

Մարգարյան Ե.Հ. Նժդեհի արքետիպը «Ագաթանգեղայ պատմութեան հայոց» մեջ // Վենետիկ, Բազմավէպ, 2004, № 2 (Margaryan E. Nzhdehi arqetipi “Agatangegha patmutean haioc”, Venetic, Bazmavep, 2004, № 2)

Մարգարյան Ե., «Փառքի» գաղափարը հին հայոց աշխարհհայեցակարգում // Գիտություն և տեխնիկա, 2005, № 10 (Margaryan E. “Farki” gaghapary hin hayoc ashkharhyecakargum // Gitutiun ev tekhnika, 2005, № 10)

Մարգարյան Ե.Հ., Մեծ Հայքի և Կոմմագենեի հոգևոր առնչությունների պատմությունից (արքայական հանգստարան՝ oυ τέμενος) // Պատմություն և կրթություն, 2005, թիվ 3-4 (Margaryan E. Mec Hayki ev Kommagenei hogevor aranchutiunneri patmutiunic (arqayakan hangstaran oυ τέμενος), Krtutiun ev patmutiun, 2005, N 3-4)

Մարգարյան Ե.Հ., Կոմմագենեի հոգևոր մշակույթի պատմությունից Միհրականության հետքերով // Պատմության հարցեր. Տեղեկագիր, 2009 (Margaryan E. Kommagenei hogevor mshakuyti patmutiunic. Mihrakanutyan hetqerov. Patmutian harcer, Teghekagir, 2009).

Մարգարյան Ե.Հ., Նժդեհ Արշակի կերպարը Փավստոսի Հայոց պատմության մեջ // «Ե դարի հայ պատմագրությունը» միջազգային գիտաժողով: Հայ-ռուսական (Սլավոնական) համալսարանը, Երևանի պետական համալսարանի հայոց պատմության ամբիոնը և Օքսֆորդի համալսարանը: Երևան, 2011, նոյեբերի 5-7 (Margaryan E. Nzhdeh Arshaki kerpari Favstosi Haioc patmutian mej. Armenian-Russian (Slavonic) University, Yerevan State University, Oxford University, Erevan, 2011, novevb. 5-7)

Մարգարյան Ե.Հ., Միհրականության կերպափոխությունները հելլենիստական դարաշրջանում Կոմմագենե, Մեծ Հայք, Հռոմ) // «Վէմ» համահայկական հանդես Դ (Ժ), տարի 2012 թիվ 3(39) հուլիս-սեպտեմբեր. (Margaryan E. Mihrakanutyan kerpapokhutiunnery hellenistakan darashrjanum Kommagene, Mec Hayk, Hrom // “Vem”, hamayhakakan handes, N 4, 2012, July-August, N 3(39)

Սարգսյան Գ.Խ., Հելլենիստական դարաշրջանի Հայաստանը և Մովսես Խորենացին, Եր., ՀԽՍՀ ԳԱ հրատարաչ, 1966 (Sargsyan G. Hellenistakan darashrjani Haiastany ev Movses Khorenaci, Yerevan, Ed. of Arm. SSR, 1966)

Antonaccio C.M. An Archaeology of Ancestors: Tomb Cult and Hero Cult in Early Greece. Rowman & Littlefield, 1995.

Arnold C. Oral Rhetoric, Rhetoric, and Literature. // Rhetoric in Transition: Studies in the Nature and Uses of Rhetoric. Edited by E. White. University Park, PA: Pennsylvania State University Press, 1980.

Burkert W. The Orientalizing Revolution: Near East Influence on Greek Culture in the Archaic Age. Cambridge MA: Harvard University Press, 1992.

Clark D. L. Rhetoric in Greco-Roman Education. New York: Columbia University Press, 1957.

Dawson D. Allegorical Readers and Cultural Revision in Ancient Alexandria. Berkeley: University of California Press, 1992.

Dörner F. K. Zur Rekonstruktion der Ahnengallerie des Königs Antiochos I von Kommagene // Istanbuler Mitteilungen 17, 1967.

Dörner F. K. ed., Kommagene. Geschichte und Kultur einer Antike Landschaft // Antike Welt 6, 1975.

Dörner F. K. Kommagene, Götterthrone und Königsgräber am Euphrat. Neue Entdeckungen der Archäologie, Bergisch Gladbach, Germany, 1981.

Dörner F. K. und Goell Th. Arsameia am Nymphaios. // Istanbuler Forschungen (այնուհետ՝ IF) 23, Berlin, 1963.

Dörner F. K. and Naumann R. Forschungen in Kommagene. IF 10, Berlin, 1939; Hoepfner W. Arsameia am Nymphaios. II, I, IF 33, Tübingen, 1983.

Dugan J. Making a New Man: Ciceronian Self-Fashioning in the Rhetorical Works. Oxford Univ. Press, 2005.

Eden K. Hermeneutics and the Rhetorical Tradition: Chapters in the Ancient Legacy and Its Humanist Reception. New Haven: Yale University Press, 1997.

Ghita C.E. Achaemenid and Greco-Macedonian Inheritances in the Semi-Hellenised Kingdoms of Eastern Asia Minor. University of Exeter, 2010.

Hester J.D. Epideictic Rhetoric and Persona in Galatians 1 and 2 // The Galatians Debate: Contemporary Issues in Rhetorical and Historical Interpretation. Edit-ed by Mark D. Nanos. Peabody, MA: Hendrickson, 2002.

Hummann K. und Pushstein O. Reisen in Kleinasien und Nordsyrien, Text-band, Berlin, 1890.

Humann K. und Pushstein O. Reisen in Kleinasien und Nordsyrien. Textband. Berlin: Reimer, 1890.

Katz R. The Structure of Ancient Arguments: Rhetoric and Its Near Eastern Origin New York: Shapolsky/Steinmatsky, 1986.

McGuire M. The Structure of Rhetoric. // Philosophy and Rhetoric, 15, 1982.

Miller C. R. “The Aristotelian Topos: Hunting for Novelty.” Rereading Aristotle’s Rhetoric. Edited by Alan G. Gross and Arthur E. Walzer. Carbondale, IL: Southern Illinois UP, 2000. 130–46.

O’Hara M. and Anderson T. W. Welcome to the Postmodern World // The Family Therapy Networker, 15:5, 1991.

Norden E. Die antike Kunstprosa vom VI. Jahrhundert v. Chr. bis in die Zeit der Renaissance. Leipzig, 1898.

Porter S. E., ed. Handbook of Classical Rhetoric in the Hellenistic Period 330 B.C.–A. D. 400. Leiden: E. J. Brill, 2001.

Puchstein O. Arsameia (am Eufrat). / Realencyclopädie der Classischen Altertumswissenschaft 3, 1895.

Sullivan R. D. Diadochic coinage in Commagene after Tigranes the Great, Numismatic Chronicle (NC). Publisher: The Royal Numismatic Society, 13, 1973.

Whitley D. S. Reader in Archaeological Theory: Post-processual and Cognitive Approaches, 1998, Routledge, 347 pр.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН