Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Фауст и Гамлет как архетипические герои немецкой культуры: методология философской антропологии и проблема изучения национального менталитета Авторы: М.С. Кувшинова (Москва) РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, МОСКВА
Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу двух ключевых фигур немецкой культуры, Фауста и Гамлета. Автор рассматривает причины укорененности именно этих персонажей в германском менталитете, процесс их эволюции сквозь века, различные интерпретационные особенности их восприятия. В связи с рассуждениями о проявлении мотива избранничества у двух этих героев автор также обращается к фигуре третьего значительного персонажа немецкой культурной традиции – Мефистофеля. Именно этот злой гений воплощает в себе все темные, но в то же время и возвышенные черты германского характера. В статье анализируются такие исконные для немецкой культуры мотивы, как мотив избранничества, двойничества, коллизия сделки с дьяволом, протестантские идеи и их влияние на становление национальной идентичности. Протестантская этика во многом определила особенности героического характера и ярко проявилась в образе Фауста и Мефистофеля, исконно германских персонажей, и Гамлета, ставшего под влиянием немецких интерпретаций воплощением образа национального избранника. Ключевые слова: Интерпретация, менталитет, герменевтика, театрализация, трикстер, протестантская этика, культурный дуализм Список литературы: Айснер Л. Демонический экран. М., 2010. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 2. Кн. 3. М., 2001. Лютер М. Предисловие к посланию св. Павла к римлянам. Евангелическое Лютеранское Служение, 2002. Шпенглер О. Закат Европы. М., 2009. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |