Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: «Курс дискурса» в «Триптихе» Саши Соколова: от риторики к поэтике Авторы: Ю.В. Шатин (Новосибирск) ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН, НОВОСИБИРСК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: В «Триптихе» Саши Соколова с помощью мотивов «письма», «списка» и «Речитатива» риторический трактат деконструируется в форму свободного стиха, благодаря чему границы риторики и поэтики делаются взаимопроницаемыми. Такая взаимопроницаемость усиливает принципиальное отличие читаемого текста от написанного. Письменный текст открывает массу потенциальных референций, учет которых позволяет представить подлинное бытие произведения. Мотив скрипции как одновременного убийства и воскрешения слова достигает своего максимума в третьей части – «Филорните», благодаря чему метаязык риторики и переводится в регистр поэтики, обеспечивая тем самым переход к категориям сюжета и жанра, где сюжет полностью поглощает фабулу, а реальные жанровые признаки приобретают виртуальную форму, превращая рассуждение сначала в элегию, а затем в либретто театрального представления. Ключевые слова: Деконструкция, дискурс, скрипция, список, речитатив, цикл Список литературы: Дионисий Галикарнасский. О соединении слов // Античные риторики. М., 1978. Пумпянский Л. В. Об исчерпывающем делении, одном из принципов стиля Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1982. Т. 10. Тынянов Ю. Н. Проблемы стихотворного языка. М., 1965. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003. Breal M. Essai de semantiqe. P., 1904. Valessio P. Rhetorics as contemporary Theory. Bloomington, 1985. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |