Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Трехъязычное стихотворение Йехуды ал-Харизи (XIII в.) Авторы: Парижский С. Г. (Санкт-Петербург) ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ИУДАИКИ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Аннотация: Стихотворение средневекового поэта Йехуды ал-Харизи (1165, Толедо – 1225, Алеппо) из его сборника макам «Тахкемони» соединяет в каждой строке три языка: иврит, арабский и арамейский. Этот пример поэтического многоязычия анализируется в контексте жанровых характеристик макамы, исторической эволюции еврейской словесности, средневековых представлений о происхождении и родстве семитских языков, а также мессианской роли многоязычия в средневековом иудаизме. Первым важнейшим ключом к интерпретации этого стихотворения является литературный мотив переодевания, связанный с разделением смысла и словесного облачения, и понимание многоязычия как смены одежд. Вторым – «лингвистический мессианизм», представление о том, что многоязычие сущностным образом связано с Божественным откровением, а слияние различных языков воедино – с мессианским избавлением в конце времен. Ключевые слова: средневековая поэзия, иврит, арабский язык, арамейский язык, макама, многоязычие Список литературы: Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. Генкель Г. Саадия Гаон: биографический очерк. СПб., 1895. Грюнебаум Г. Э. фон. Литература в контексте исламской цивилизации // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978. С. 31–45. Долинина А. А. Макамы ал-Харири: композиционная структура цикла // Восток. 1997. № 2. С. 121–125. Кузари, 1990 – Кузари. Рабби Иегуда Галеви / Пер. Г. Липш. Иерусалим, 1990. Старкова К. Б. Арабский язык и литература в оценке еврейских средневековых писателей // Проблемы арабской культуры. М., 1987. С. 324–331. Allony N. The reaction of Moses Ibn Ezra to ’Arabiyya // Bulletin of the Institute of Jewish Studies, 3 (1975), pp. 19–40. Roth N. Jewish reactions to the «Arabiyya» and the renaissance of Hebrew in Spain // Journal of Semitic Studies, 1983, XXVIII, pp. 63–84. Ал-Харизи, 2003 – מסעי יהודה: חמישה פרקי מסע מחורזים לאלחריזי, ירושלים תשס"ג Ал-Харизи, 2009 – אלחריזי יהודה, כתאב אלדרר והוא ספר פניני המוסרים ושבחי הקהלים מאת יהודה אלחריזי, אשר כנסו וההדירו יהושע בלאו, יוסף יהלום ויוסף ינון-פנטון, ירשלים תשס"ט. Ал-Харизи, 2010 – אלחריזי יהודה, תחכמוני, מהדורת י' יהלום ונ' קצומטה, ירושלים תש"ע ( משה בן מימון, הקדמות לפירוש המשנה, ירושלים : מוסד הרב קוק, תשכ"א ( 1960 Маймонид, 1960 – Микраот Гедолот, 1998 – מקראות גדולות, כרך ז, שמואל א-ב, ירושלים תשנ"ח Садан, 1996 – סדן, י','רבי יהודה אלחריזי כצומת תרבותי: ביוגראפיה ערבית של יוצר. יהודי בעיני מזרחן', פעמים 68 (תשנ"ו), עמ' 16-67 Ха-Леви, 1977 – , ירושלים יהודה בן שלמה הלוי, כתאב אלרד ואלדליל פי אלדין אלדליל : י"ל מאגנס : האקדמיה הלאומית הישראלית למדעים, תשל"ז Хус, 1992 – הוס, מ', מנחת יהודה, עזרת הנשים ועין משפט: מהדורות מדעיות, בלווית מבוא, חילופי גירסאות, מקורות ופירושים, חיבור לשם קבלת התואר דוקטור לפילוסופיה, האוניברסיטה העברית בירושלים, תשנ"ב |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |