Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Подражание и коммуникативное действие в поэтическом тексте Авторы: Вдовиченко А. В. (Москва) ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН, МОСКВА
Аннотация: Рассматривается главное обвинение Платона, высказанное в адрес поэтов, которые, по его мнению, заняты подражанием (мимесисом). Они создают видимость, призраков, не касаются подлинного бытия и вводят в заблуждение слушателей. Подчеркивается, что платоновская концепция подражания в словесных искусствах тесно связана со спонтанной концепцией словомыслия, или соответствия слова определенному значению. Вследствие этого любой вербальный материал становится подражанием идее (отражением значения). В то время как в естественном коммуникативном процессе коммуникант производит действия в мыслимом коммуникативном пространстве. Поэтический текст не является исключением. Использовать вербальное клише (слово или сочетание слов) – значит, заставить сознание адресата изменить свое состояние вследствие вызывания в памяти ситуаций, в которых эти изменения обычно достигаются таким способом. Поэтический опыт А. Крученых («дыр бул щыл…») демонстрирует полное отсутствие подражания (изображения реальности в ее формах), но очевидное присутствие коммуникативного действия. Специфика поэтического, в таком случае, есть специфика коммуникативного действия. Ключевые слова: Платон, поэзия, подражание (мимесис), мысль и слово, значение, коммуникативное действие, коммуникативная интерпретация поэтического текста Список литературы: Алкей и Сафо. Собрание песен и лирических отрывков / Пер. и вступ. ст. В. Иванова. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1914. Вдовиченко А. В. Расставание с «языком». Критическая ретроспектива лингвистического знания. М., 2008. Крученых А. Е. Избранное. München: Центрифуга, 1973. Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 4 т. / Пер. А. Н. Егунова. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 79–420. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |