Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Язык и текст в современной китайской поэзии «третьего поколения»

Авторы: Ю. А. Дрейзис

ИНСТИТУТ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА

Выпуск 2, 2015Страницы 299-314
УДК: 821.581 DOI:

Аннотация: Исследование возможностей поэтического языка и языка вообще играет в современной китайской поэзии очень важную роль. На основании разведения стратегий осмысления и восприятия языка в произведениях «третьего поколения» (авторов, публикующихся с конца 1980-х гг.) вычленяются две творческие парадигмы, к которым тяготеют те или иные авторы. Первая, «интеллектуалистская», связана с выстраиванием сложного субъекта, за счет чего обнажается независимая природа языка как таково- го. Вторая, «популярная», базируется на идее о приближении языка поэзии к разговорной речи, максимизации их сходства. Обе стратегии основаны на «филологизме» поэтического текста XX–XXI вв., сосредоточенности поэтов в рефлексии над словом, грамматической формой и логикой фор- мирования значения. У представителей обеих парадигм наблюдается об- щее восприятие поэтического языка как мерила языка вообще, осложненное текстоцентризмом китайской традиции и фактом позднего оформле- ния литературного стандарта. При этом концептуализация поэтического языка игнорирует девиативную природу поэтического высказывания, соз- давая парадокс восприятия языка и текста в современной китайской по- эзии.

Ключевые слова: китайская литература, поэзия, образ языка, китайский язык

Список литературы:

Зубова Л. В. Языки современной поэзии. М.: НЛО, 2010.

Кравцова М. Е. Вэнь и начало формирования китайской поэзии // Духовная культура Китая: энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Восточная литература, 2008а. Т. 3: Литература. Язык и письменность. С. 28–35.

Кравцова М. Е. Стихосложение // Духовная культура Китая: энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Восточная литература, 2008б. Т. 3: Литература. Язык и письменность. С. 149–151.

Радбиль Т. Б. Норма как аномалия // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2007. № 3. С. 229–234.

Федоренко Н. Т. Древнейший памятник поэтической культуры Китая // Шицзин. Книга песен и гимнов. М.: Вост. лит., 1987.

Фатеева Н. А. Основные тенденции развития поэтического языка в конце XX века // Новое литературное обозрение. 2001. № 50. С. 417–420.

Burt S. Review: Smokes // Boston Review. 1998. 1 June.

Chen P. Modern Chinese: History and sociolinguistics. N. Y.: Cambridge University Press, 1999.

Cheung Y.-L. Dislocation focus construction in Chinese // East Asian Linguist. 2009. № 18. Р. 197–232.

Leech G. Language in Literature: Style and Foregrounding. N. Y.: Routledge, 2013.

Van Crevel M. The Intellectual vs the Popular – a Polemic in Chinese Poetry // Chinese Texts, People and Procedures. Wiesbaden: Harassowitz, 2007. Р. 59– 113.

Van Crevel M. Chinese Poetry in Times of Mind, Mayhem and Money. Leiden: Brill, 2008.

Yeh M. The «Cult of Poetry» in Contemporary China // The Journal of Asian Studies. 1996. № 55 (1). Р. 51–80.

伊莎 И Ша, 口语诗论语 Коуюйши Луньюй (‘Лунь юй’ разговорного стиха). URL: http://blog.sina.com.cn/s/blog_489db0970102 v6uq.html (дата обращения 14.06.2015).

伊莎 И Ша, 伊莎诗选 И Ша ши сюань (Подборка стихов И Ша) // 中华 诗库 Чжунхуа шику (Китайская поэтическая база), 2000. URL: http://www. shigeku.org/xlib/lingshidao/xinshi/yisha.htm (дата обращения 13.06.2015).

尹丽川 Инь Личуань, 尹丽川诗选 Инь Личуань ши сюань (Подборка стихов Инь Личуань) // 中华诗库 Чжунхуа шику (Китайская поэтическая база), 2000. URL: http://www.shigeku.com/shiku/xs/yinlichuan.htm (дата обращения 23.03.2015).

西渡 Си Ду. 写作的权力 Сецзодэ цюаньли (Право творчества) // 最新先 锋诗论选 Цзуй синь сяньфэн шилунь сюань (Новейшая авангардная поэтика) / Ред. 陈超 Чэнь Чао. – 石家庄 Шицзячжуан: 河北教育出版社 Хэбэйское образовательное изд-во, 2003. С. 314–320.

西川 Си Чуань. 让蒙面人说话 Жан мэнмяньжэнь шохуа (Пусть прячущий лицо говорит). – 北京 Пекин: 东方出版中心 Издательский центр ‘Восток’, 1997.

于坚 Юй Цзянь. 诗歌之舌的硬与软:关于当代诗歌的两类语言向度 Шигэ чжи шэдэ ин юй жуань: гуаньюй дандай шигэдэ лянлэй юйянь сянду (Твердый и мягкий языки поэзии: о двух разных величинах современного поэтического языка) // 1998 年中国新诗年鉴 1998 нянь Чжунго синьши няньцзянь (Ежегодник новой китайской поэзии, 1998) / Ред. 杨克 Ян Кэ. – 广州 Гуанчжоу: 花城出版社 Изд-во Хуачэн, 1999. C. 451–468.

杨小滨 Ян Сяобинь. 女世界 Нюй шицзе (Мир женского пола) // 杨小滨 Х3 Ян СяобиньХ3. – 台北 Тайбэй: 釀出版 Изд-во ‘Нян’, 2011.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН