Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: К вопросу о нарративности текстовой задачи

Авторы: Е. Е. Баринова

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2016Страницы 110-117
УДК: 82-1/9DOI:

Аннотация: Современная арифметическая текстовая задача – вид учебного задания по математике, сформулированного на естественном языке. Некоторые исследователи изучают текстовую задачу как «задачу-историю» (story problem) и описывают жанр с привлечением нарратологических и литературоведческих понятий. Рассматривая основные разновидности текстовых задач, мы попытаемся выяснить, насколько правомочно говорить о существовании «математических» персонажей и событий, мотивов и сюжетов; а также разграничить нарративные и анарративные типы текстов этого древнейшего учебно-педагогического жанра.

Ключевые слова: текстовая задача, занимательная математика, числовой текст, математический нарратив, анарративность, загадка-задача, математический сюжет, математические мотивы

Список литературы:

Верещагин И. Сборник арифметических задач для средних учебных заведений мужских и женских. 21-е изд. С.Пб., 1908.

Игнатьев И. Е. В царстве смекалки или арифметика для всех. Книга для семьи и школы: В 3 т. 4-е изд., пересмотр. СПб., 1914. Т. 3.

Козлова Е. Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка. 2-е изд., испр. и доп. М.: МЦНМО, 2004. 165 с.

Кордемский Б. А. Математическая смекалка. 5-е изд., стереотип. М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит., 1958. 576 с.

Максимова Т. Н. Сборник текстовых задач по математике, 4 класс. М.: Вако, 2010.

Маслинский К. Школьная математика: формулы советского дискурса // Неприкосновенный запас. 2007. № 3. URL: http://www.nlobooks.ru/sites/ default/files/old/nlobooks.ru/rus/nz-online/619/899/908/index.html (дата обращения 10.10.2013).

Мигдал А. Б. Поиски истины (Заметки о научном творчестве). М.: Знание, 1978. 80 с.

Перельман Я. И. Живая математика. М.: Наука, 1967. 160 с.

Тоом А. Л. Как я учу решать текстовые задачи // Математика. 2004. № 46. URL: www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=toom-02 (дата обращения 10.10.2013).

Gerofsky S. Тhe Word Problems in Mathematical Education: Doctoral dissertation. Simon Fraser University, 1999.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН