Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: «Полный абзац» (узловые концепты в творчестве Николая Кононова) Авторы: М. А. Дмитровская, К. А. Дегтяренко БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА, КАЛИНИНГРАД; ФИЛИАЛ ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н. Г. КУЗНЕЦОВА», КАЛИНИНГРАД
Аннотация: На материале рассказа «Амнезия Анастасии» и ряда других произведений Николая Кононова рассматривается система централь- ных концептов писателя. Выявляются два основных мировоззренческих концепта «жизнь» и «смерть», смысловой центр которых составляет ми- фопоэтическая семантика взаимоперехода. Писатель активизирует миф о «вечном возвращении» и снимает полярность более дробных бинарных оппозиций: начало – конец, свадьба – похороны, радость – скорбь, жен- ское – мужское, остановка – движение. Одним из важнейших смысловых источников круговорота жизни и смерти выступает представление о тож- дестве концептуального поля, описывающего процесс производства речи, и понятийных областей прядения, вязания, плетения, шитья и ткачества. Концепты образуют единое пространство, которое характеризуется игро- вой многослойностью смыслов, выявляемых через обращение к внутри- текстовым и межтекстовым параллелям, мифологическим сюжетам, эти- мологическим связям и разнообразным игровым возможностям языка, вплоть до развертывания системы мультиязыкового анаграмматического кода. Выделяется смысловой инвариант произведений писателя и показа- ны способы его развертывания в качестве различных вариантов. Получен- ные результаты могут быть экстраполированы на другие тексты Н. Коно- нова. Ключевые слова: Николай Кононов, мифопоэтика, циклическое время, оппозиция «жизнь – смерть», мультиязыковой код, анаграмма, игра слов, интертекст, уровни явной и скрытой семантики, семантическая реконструкция Список литературы: Анненский И. Ф. Избр. произведения. Л.: Худож. лит., 1988. Психология развития: Словарь / Под ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. М., 2005. URL: http://dic.academic.ru Виноградов В. В. История слов. М.: Толк, 1994. Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. М.: Индрик, 2012. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Прогресс, Универс, 1994. Даль В. И. Пословицы русского народа: В 3 т. М.: Полиграфресурсы, 1998. Дмитровская М. А. Вегетативный код в рассказе Николая Кононова «Амнезия Анастасии». 1. Зри в корень! // Вестн. Балт. федерал. ун-та им. И. Канта. Серия: Филологические науки. 2014а. Вып. 8. С. 107–112. Дмитровская М. А. Коли муза Клио: история души человеческой и история народов в романе Николая Кононова «Фланёр» // Новое литературное обозрение. 2014б. № 4. С. 266–284. Дмитровская М. А. Вегетативный код в рассказе Николая Кононова «Амнезия Анастасии». 2. Об овсе оба-все // Вестн. Балт. федерал. ун-та им. И. Канта. Серия: Филологические науки. 2015а. Вып. 8. С. 39–45. Дмитровская М. А. Вегетативный код в рассказе Николая Кононова «Амнезия Анастасии». Статья 3. С О единица в ОвсеединствО // Критика и семиотика. 2015б. № 1. С. 148–167. Дмитровская М., Скрябина А. Андрогинность «гения чистой красоты»: об одном концепте у Николая Кононова // Literatura. Rusistica Vilnensis. VU Mokslo darbai. Vilnius: Vilniaus universiteto leidykla, 2013. Nr. 55 (2). P. 75–90. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа // Балто-славянские исследования. 1982. М.: Индрик, 1983. С. 175–187. Коновалова А. Ф. «Плетение словес» и плетеный орнамент конца XIV в. (к вопросу о соотношении) // ТОДРЛ. М.; Л.: Наука, 1966. Т. 22. С. 101–111. Кононов Н. Лепет: Стихи. СПб.: Пушкинский фонд, 1995. Кононов Н. Пароль: Зимний сборник. М.: НЛО, 2011. Кононов Н. Пилот: Стихи. М.: АРГО-РИСК; Книжное обозрение, 2009. Кононов Н. Саратов. М.: Галеев-галерея, 2012. Кононов Н. Парад. М.: Галеев-галерея, 2015. Кузнецов С.А. (ред.). Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. URL: http://skachaj24.ru/tolkovyj-slovar-russkogo-yazykakuznecova/ Лихачев Д. С. Русская литература [XIV–XVI] // История всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1985. Т. 3. С. 461–187. ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1985. Петрова В. Д. О содержании термина «плетение словес» в средневековой славянской книжности // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 6 (2). С. 314–320. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977–1979. Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. М.: Индрик, 2008. Топоров В. Н. Семантика мифологических представлений о грибах // Balcanica. Лингвистические исследования. М.: Наука, 1979. С. 234–298. Топоров В. Н. Об отражении некоторых мотивов «основного» мифа в русских детских играх (прятки, жмурки, горелки, салки-пятнашки) // Балто-славянские исследования. М.: Индрик, 2004. Вып. 16. С. 9–64. Фасмер М. Этимологический словарь: В 4 т. М.: Прогресс, 1986. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: архетипы и повторения. СПб.: Алетейя, 1998. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |