Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: «Полный абзац» (узловые концепты в творчестве Николая Кононова)

Авторы: М. А. Дмитровская, К. А. Дегтяренко

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА, КАЛИНИНГРАД; ФИЛИАЛ ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н. Г. КУЗНЕЦОВА», КАЛИНИНГРАД

Выпуск 1, 2016Страницы 205-226
УДК: 811.161.DOI:

Аннотация: На материале рассказа «Амнезия Анастасии» и ряда других произведений Николая Кононова рассматривается система централь- ных концептов писателя. Выявляются два основных мировоззренческих концепта «жизнь» и «смерть», смысловой центр которых составляет ми- фопоэтическая семантика взаимоперехода. Писатель активизирует миф о «вечном возвращении» и снимает полярность более дробных бинарных оппозиций: начало – конец, свадьба – похороны, радость – скорбь, жен- ское – мужское, остановка – движение. Одним из важнейших смысловых источников круговорота жизни и смерти выступает представление о тож- дестве концептуального поля, описывающего процесс производства речи, и понятийных областей прядения, вязания, плетения, шитья и ткачества. Концепты образуют единое пространство, которое характеризуется игро- вой многослойностью смыслов, выявляемых через обращение к внутри- текстовым и межтекстовым параллелям, мифологическим сюжетам, эти- мологическим связям и разнообразным игровым возможностям языка, вплоть до развертывания системы мультиязыкового анаграмматического кода. Выделяется смысловой инвариант произведений писателя и показа- ны способы его развертывания в качестве различных вариантов. Получен- ные результаты могут быть экстраполированы на другие тексты Н. Коно- нова.

Ключевые слова: Николай Кононов, мифопоэтика, циклическое время, оппозиция «жизнь – смерть», мультиязыковой код, анаграмма, игра слов, интертекст, уровни явной и скрытой семантики, семантическая реконструкция

Список литературы:

Анненский И. Ф. Избр. произведения. Л.: Худож. лит., 1988.

Психология развития: Словарь / Под ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. М., 2005. URL: http://dic.academic.ru

Виноградов В. В. История слов. М.: Толк, 1994.

Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. М.: Индрик, 2012.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Прогресс, Универс, 1994.

Даль В. И. Пословицы русского народа: В 3 т. М.: Полиграфресурсы, 1998.

Дмитровская М. А. Вегетативный код в рассказе Николая Кононова «Амнезия Анастасии». 1. Зри в корень! // Вестн. Балт. федерал. ун-та им. И. Канта. Серия: Филологические науки. 2014а. Вып. 8. С. 107–112.

Дмитровская М. А. Коли муза Клио: история души человеческой и история народов в романе Николая Кононова «Фланёр» // Новое литературное обозрение. 2014б. № 4. С. 266–284.

Дмитровская М. А. Вегетативный код в рассказе Николая Кононова «Амнезия Анастасии». 2. Об овсе оба-все // Вестн. Балт. федерал. ун-та им. И. Канта. Серия: Филологические науки. 2015а. Вып. 8. С. 39–45.

Дмитровская М. А. Вегетативный код в рассказе Николая Кононова «Амнезия Анастасии». Статья 3. С О единица в ОвсеединствО // Критика и семиотика. 2015б. № 1. С. 148–167.

Дмитровская М., Скрябина А. Андрогинность «гения чистой красоты»: об одном концепте у Николая Кононова // Literatura. Rusistica Vilnensis. VU Mokslo darbai. Vilnius: Vilniaus universiteto leidykla, 2013. Nr. 55 (2). P. 75–90.

Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа // Балто-славянские исследования. 1982. М.: Индрик, 1983. С. 175–187.

Коновалова А. Ф. «Плетение словес» и плетеный орнамент конца XIV в. (к вопросу о соотношении) // ТОДРЛ. М.; Л.: Наука, 1966. Т. 22. С. 101–111.

Кононов Н. Лепет: Стихи. СПб.: Пушкинский фонд, 1995.

Кононов Н. Пароль: Зимний сборник. М.: НЛО, 2011.

Кононов Н. Пилот: Стихи. М.: АРГО-РИСК; Книжное обозрение, 2009.

Кононов Н. Саратов. М.: Галеев-галерея, 2012.

Кононов Н. Парад. М.: Галеев-галерея, 2015.

Кузнецов С.А. (ред.). Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. URL: http://skachaj24.ru/tolkovyj-slovar-russkogo-yazykakuznecova/

Лихачев Д. С. Русская литература [XIV–XVI] // История всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1985. Т. 3. С. 461–187.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1985.

Петрова В. Д. О содержании термина «плетение словес» в средневековой славянской книжности // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 6 (2). С. 314–320.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977–1979.

Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. М.: Индрик, 2008.

Топоров В. Н. Семантика мифологических представлений о грибах // Balcanica. Лингвистические исследования. М.: Наука, 1979. С. 234–298.

Топоров В. Н. Об отражении некоторых мотивов «основного» мифа в русских детских играх (прятки, жмурки, горелки, салки-пятнашки) // Балто-славянские исследования. М.: Индрик, 2004. Вып. 16. С. 9–64.

Фасмер М. Этимологический словарь: В 4 т. М.: Прогресс, 1986.

Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении: архетипы и повторения. СПб.: Алетейя, 1998.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН