Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Нуар после 50-х: смерть, развитие или постмодернистское цитирование?

Авторы: И. С. Кудряшов

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2016Страницы 236-250
УДК: 18 + 791DOI:

Аннотация: Ставится вопрос о том, является ли неонуар в кинематографе естественным развитием классического film noir. Доминирующее представление о закате «черного фильма» в конце 1950-х часто способствует попыткам изобразить последующие работы в данном стиле как род постмодернистского цитирования. Несмотря на обращение режиссеров к данному стилю в 1960–1970-е гг., существует точка зрения, что неонуар возник как качественно иное явление, чем классический film noir. Опираясь на представление о нуаре не как жанре, а как системе смыслов и конвенций, формирующих узнаваемую эстетику, мы анализируем сходства и различия нуара с чертами постмодернистского искусства. Автор статьи приходит к выводу о том, нуар имеет сложное промежуточное отношение к формальным признакам модерна и постмодерна. В качестве устойчивых черт нуара, выделяются три темы: ностальгия как основа взгляда на мир, город как особая среда и герой как расщепленный субъект. Выделив три ключевых элемента эстетики нуар, присущих и классическому периоду, и современному нуару, автор стремится показать ограниченность принципиального различия нуара, неонуара и постнуара.

Ключевые слова: нуар, модерн, постмодерн

Список литературы:

Артюх А. Нуар: голос из прошлого // Искусство кино. 2007. № 5.

Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. № 4. С. 63–77.

Жижек С. Порнография, ностальгия, монтаж: триада взгляда // То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока) / Под ред. С. Жижека. М.: Логос, 2004. С. 43–66.

Карцева Е. Н. Легенды и реалии. История американского уголовного фильма. М.: Материк, 2004.

Ямпольский М. Память Тиресия. М.: Культура, 1993.

Hassan I. Postmoderne heute // Wege aus der Moderne: Schlusseltexte der Postmoderne. Diskussion. Berlin, 1994.

Lev P. The Fifties: Transforming the Screen. 1950–1959 (History of the American Cinema). University of California Press, 2006.

Maye J., McDonnel B. Encyclopedia on Film Noir. London: Greenwood Press, 2007.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН