Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Развертывание, реализация Авторы: О. А. Ханзен-Леве LUDWIG-MAXIMILIANS-UNIVERSITÄT MÜNCHEN
Аннотация: Работая с широко употреблявшимися у формалистов терминами «развертывание» и «реализация», О. А. Ханзен-Леве суммирует сделанное ими и развертывает термин в универсальное понятие, онтологизирует его. При этом подчеркивается, что главной единицей художественной структуры является слово, именно на слово переносится акцент с повествования (наррации), что, соответственно, отодвигает на второй план сюжетно-фабульную подоплеку текста. Несомненно, в рамках формализма и авангарда поиск художественных смыслов предпочтительнее вести не в сюжетно-мотивной области, а на словесном уровне, исходя из звучания, грамматики и других свойств формы слова, слова как такового, слова-логоса, способного по принципу pars pro toto символизировать, точнее иконически представлять смысл речи, языка, высказывания. Таким образом, искусство слова (Wortkunst) противопоставляется искусству рассказывания, повествования (Erzählkunst). Акцентированный исследователем примат «словесного» над «повествовательным», отвлекая от денотатов, затрудняя привычно совершающийся в мышлении переход от слова к реальности, лишает слово связанного с ним предмета, но одновременно наделяет слово «вещностью». Иначе говоря, искусство (и искусство авангарда прежде всего) превращает в вещь само слово. Отрыв от денотата, словесная «дематериализация» запускает механизмы языковой рефлексии, уводит к архаическим, паремеологическим глубинам языка, где бессознательное, сновидческое, абсурдное становится очевиднее привычных предметов, которые находятся в зоне видимости и на которые направлено прямое лексическое значение слова. Таким образом, «развертывание» представляется не однократным резуль- тативным субъектно-объектным актом (развертыванием чего-то во что-то), а процессуальной формой существования языка, его живым самообнов- ляющимся состоянием. Причем речь идет как о языке лингвистическом, от века удерживающим в себе паремиологическое зерно, способное к про- растанию (о слове как о семени, зерне пишет Ханзен-Леве), так и о по- этическом языке, способном к бесконечному словесному саморасщеп- лению и бесконечной семантизации и комбинаторике расщепленных микроединиц. Когда наделенные новым смыслом микроединицы текста овеществ- ляются, мы наблюдаем «реализацию», сопряженную с действием олице- творения, персонификации, именования. «Развертывание» и «реализация» намеренно поставлены рядом в названии статьи, это похожие и взаимо- обусловленные процессы. «Реализация» названа в статье «генеративным принципом искусства слова», а в финале «реализация» и «развертывание» пробуются в роли мерила на шкале времени: через «реализацию» и «раз- вертывание» проведены токи рекодирования, диахронии в культуре, языке, тексте и его чтении / восприятии / понимании. Ключевые слова: авангард, формализм, Р. О. Якобсон, реализация, раз- вертывание, Wortkunst, Erzählkunst, наррация, имя, десемантизация, симультанность, сукцессивность, персонификация, олицетворение, диахрония Список литературы: Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование. М.; Л., 1934. Брик О. Звуковые повторы // Поэтика. Пг., 1919. Веселовский А. Психологический параллелизм поэтического стиля // Историческая поэтика. Л., 1940. Виноградов В. Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос» // Начала. 1921. № 1. С. 82–105. Виноградов В. О задачах стилистики (наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума) // Русская речь. 1923. № 1. Виноградов В. Этюды о стиле Гоголя. Л., 1926. Винокур Г. Маяковский – новатор языка. М., 1943. Деринг-Смирнова И. Р., Смирнов И. П. Исторический авангард с точки зрения эволюции художественных систем // Russian Literature. Amsterdam. 1980. VIII-V. С. 403–468. Жирмунский В. Поэзия Александра Блока // Об А. Блоке. СПб., 1921. С. 65–166. Жолковский А. К. Порождающая поэтика в работах С. М. Эйзенштейна // Sign – Language – Culture. Paris: The Hage, 1970. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Из предыстории советских работ по структурной поэтике // Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. № 3. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Поэтика выразительности. Сборник статей // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1980. Sonderband 2. Иванов В. Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. М., 1916. Кандинский В. В. К вопросу о форме // Синий всадник / Под ред. В. Кандинского, Ф. Марка. М., 1966. Лахманн Р. Дискурсы фантастического. М., 2009. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. Максимов Д. Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока (предварительные замечания) // Творчество А. А. Блока и русская культура XX века. Блоковский сборник. Тарту, 1979. Вып. 3. С. 3–33. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 1979. Минц З. Г. Понятие текста и символическая эстетика // Материалы всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974. Вып. 1 (5). Пермяков Л. Г. От поговорки до сказки. М., 1970. Пермяков Л. Г. Пословицы и поговорки народов востока. Систематизированное собрание изречений двухсот народов. М., 1979. Пропп В. Морфология сказки. Л., 1928. Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция художественных систем. Л., 1977. Смирнов И. П. Катахреза // Russian Literature. Amsterdam. 1986. XIX (1). С. 57–64. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М.; Л., 1927. Тынянов Ю. М. Проблема стихотворного языка. (Л., 1924). М., 1965. Тынянов Ю. М. Достоевский и Гоголь. К теории пародии // Texte der Russischen Formalisten. München, 1969 [1924]. C. 300–371. (То же: Тынянов Ю. М. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 198–226.) Флоренский П. У водоразделов мысли. М., 1990. Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы. Л., 1936. Фрейденберг О. Миф и литература древности. М., 1978. Ханзен-Леве O. А. Вещь – предмет – овеществление // Pojmovnik ruske avangarde. 1989. № 8. Ханзен-Леве О. А. Русский формализм. Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М., 2001. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.; Л., 1925а. Шкловский В. Б. Развертывание сюжета. М.; Л., 1925б. Шкловский В. Б. Пять человек знакомых. М., 1927. Шкловский В. Б. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля // Texte der russischen Formalisten. München. 1969 [1921]. Т. 1. C. 36–121. (То же: Шкловский В. Б. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля // О теории прозы. М., 1983. С. 26–62.) Шмид В. Нарратология. М., 2008. Эйхенбаум Б. Как сделана <Шинель> Гоголя // Texte der russischen Formalisten. München 1969 [1919]. C. 123–159. (То же: Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. О прозе. Л., 1969а. С. 306–327.) Якобсон Р. О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М., 1983. С. 462–482. Якобсон Р. О. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987а. С. 324–338. Якобсон Р. О. О художественном реализме // Texte der russischen Formalisten. München. 1969. Т. 1. С. 372–391. (То же: Якобсон Р. О. О художественном реализме // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987б. С. 387–393.) Якобсон Р. О. Новейшая русская поэзия // Texte der russischen Formalisten. München. 1972 [1921]. Т. 2. C. 18–135. (То же: Якобсон Р. О. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: подступы к Хлебникову // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987в. С. 272–316.) Chlebnikov V. Werke. Poesie. Reinbek bei Hamburg, 1972. Bd. 1. Der dementierte Gegenstand. Artefaktskepsis der russischen Avantgarde zwischen Abstraktion und Dinglichkeit. Hg. A. Hennig, G. Witte // Wiener Slawistischer Almanach. Wien; München. 2008. Sonderband 71.Dialog der Texte. Hamburger Kolloquium zur Intertextualität. Hg. W. Schmid, W.-D. Stepel // Wiener Slavistischer Almanach. Wien, 1983. Sonderband 11. Freud S. Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten // Gesammelte Werke. [1905]. Frankfurt/Main, 1961а. Bd. 6. Freud S. Die Traumdeutung // Gesammelte Werke. [London, 1942]. Frankfurt/Main, 1961b. Bd. 2/3. Goeppert H. C. Sprache und Psychoanalyse. Reinbek bei Hamburg, 1973. Greimas, A. Strukturale Semantik. Braunschweig. 1971. Greimas, A. Elemente einer narrativen Grammatik // Strukturalismus. Köln. 1972. Günther H. Struktur als Prozeß. Studien zur Ästhetik und Literaturtheorie des tschechischen Strukturalismus. München, 1973. Hansen-Löve A. A. Der russische Formalismus. Methodologische Rekonstruktion seiner Entwicklung aus dem Prinzip der Verfremdung. Wien, 1978. Hansen-Löve A. A. Intermedialität und Intertextualität. Probleme der Korrelation von Wort- und Bildkunst. Am Beispiel der russischen Moderne // Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 11: Dialog der Texte. Hamburger Kolloquium zur Intertextualität. 1983. S. 291–360. Hansen-Löve A. A. Die Entfaltung des ‘Welt-Textʼ-Paradigma in der Poesie V. Chlebnikovs // Velimier Chlebnikov. Stockholm, 1985. Hansen-Löve A. A. Velimir Chlebnikovs poetischer Kannibalismus // Poetica. 1987a. Bd. 19. Ht. 1-2. S. 88–133. Hansen-Löve A. A. Zur Mythopoetik des russischen Symbolismus // Mythos in der Slawischen Moderne. 1987b. S. 61–104. Hansen-Löve A. A. Velimir Chlebnikovs Onomatopoetik. Name und Anagramm // Wiener Slawistischer Almanach. 1988. Bd. 21. Holenstein E. Roman Jakobsons phänomenologischer Strukturalismus. Frankfurt/M., 1975. Kloepfer R. Poetik und Linguistik. München. 1975. Laplanche J., Pontalis J.-B. Das Vokabular der Psychoanalyse. 1973. 2 Bände. Frankfurt/M.Mythos in der slawischen Moderne // Wiener Slawistischer Almanach. Wien. 1987. Sonderband 20. Schmid W. Diegetische Realisierung von Sprichwörtern, Redensarten und semantischen Figuren in Puškins «Povesti Belkina» // Wiener Slawistischer Almanach. 1982. Bd. 10. S. 163-196. Starobinski J. Psychoanalyse und Literatur. Frankfurt/M., 1973. Zholkovsky A. Themes and Texts. Toward a Poetics of Expressiveness. Ithaca, London, 1984. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |