Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Messages from a medium: Ф. де Соссюр, Т. Флурнуа и случай одной ясновидящей Авторы: В. В. Фещенко ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН, МОСКВА
Аннотация: В статье говорится о встрече и сотрудничестве между швейцарским психологом Теодором Флурнуа и его соотечественником, выдающимся лингвистом Фердинандом де Соссюром в разборе случая Элен Смит, швейцарской ясновидящей и медиума, которая на протяжении пяти лет в конце XIX в. устраивала спиритические сеансы для группы ученых. В случае с медиумическими текстами Э. Смит, протоколами Т. Флурнуа и их интерпретациями Ф. де Соссюром мы наблюдаем, как две зарождающиеся на рубеже XIX–XX вв. науки – психология и лингвистика – обосновывали свой предмет и свои границы при обращении к пограничному опыту языковой деятельности на грани сознания и бессознательного. Впервые в истории глоссолал и глоссолог объединили усилия, чтобы провести «полевую работу», столь же визионерскую, сколь и научно выверенную. И впервые теоретическая лингвистика в лице одного из ее родоначальников столкнулась здесь с изучением аномальных текстов, существующих на грани художественности и бессмыслицы. В преддверии «революции языка» в художественной литературе ХХ в. история о швейцарской ясновидящей, порождающей странные тексты на изобретаемых языках, поставила перед лингвистикой вопрос о статусе языка в необычных речевых практиках и неконвенциональных условиях текстопорождения. C точки зрения современной науки о языке, глоссолалия может быть рассмотрена как коммуникативный акт, участниками которого выступают, с одной стороны, глоссолал, т. е. говорящий индивид, производящий глоссолалическую речь, и, с другой стороны, глоссолог – слушающий субъект, интерпретирующий эту речь. При этом глоссолалия представляет собой специфический случай порождения речи при отсутствии языка, кодирующего эту речь. Не имея под собой предсуществующего языка, глоссолалическая речь, тем не менее, производит такой эффект, будто субъект- глосолал владеет неким неявным языком, который может быть реконструирован интерпретатором-глоссологом. Случай швейцарской ясновидящей Элен Смит и его интерпретация Ф. де Соссюром и последующими учеными показывают, что за такой речью может быть обнаружена система (она не является хаотическим набором звуков и слов), напоминающая реально существующие языки, однако не совпадающая ни с одним из них. Либо такой язык заведомо отсутствует или искажен (как в случае заумной речи некоторых сектантов, поэтов и душевнобольных), либо приобретается речевой навык на якобы существующем, но незнаемом языке (случай «санскритоида» Смит), либо же он изобретается в результате особых усилий сознания («марсианский» г-жи Смит). Во всех этих случаях создается видимость языка, или регистрируется язык в процессе его возникновения. В обсуждениях таких аномальных языковых проявлений рождается и предмет общей лингвистики, утверждающейся как наука на рубеже XIX– XX вв. Ключевые слова: Соссюр, глоссолалия, бессмыслица, смысл Список литературы: Фещенко В. Между бедностью языка и бездной речи. Распад логоса как поэтический процесс // Новое литературное обозрение. 2014. № 1 (125). Agamben G. La glossolalie comme probleme philosophique // Le Discours psychanalytique. 1983. № 6. Certeau M. de. Utopies vocales: glossolalies // Traverses. 1980. № 20. Certeau M. de. Utopie vocali. Dialoghi con Paolo Fabbri e William J. Samarin. Milano, 2015. Cifali M. Une glossolale et ses savants: Elise Müller, alias Hélène Smith // La linguistique fantastique. Paris, 1985. Cifali M. A propos de la glossolalie d'Elise Müller, et des linguistes, psychologues, qui s'y intéressèrent // Linguistique et partages disciplinaires à la charnière des XIXe et XXe siècles : Victor Henry (1850–1907). Leuven, 2004. Compagnon A. La glossolalie: une affaire sans histoire? // Critique. 1979. № 87. Courtine J.-J. Des faux en langues ? (Remarques linguistiques à propos des glossolalies) // Le Discours psychanalytique. 1983. № 6. Courtine J.-J. La question de la glossolalie // Histoire des idées linguistiques. Liège, 2000. T. 3: L'hégémonie du comparatisme. Denis J.-P. Glossolalie, langue universelle, poésie sonore // Langages. 1988. Vol. 23, n. 91. Fehr J. Le Mécanisme de la langue entre linguistique et psychologie : Saussure et Flournoy // Langages. 1985. № 120. Flournoy Th. Des Indes à la Planète Mars. Genève, 1899. Flournoy Th. From India to Planet Mars. A Study of a Case of Somnambulism with Glossolalia. New York, London, 1900. Giacomelli R. Lo strano caso della signora Hélène Smith – Spiritismo, glossolalie e lingue immaginarie. Milano, 2006. Henry V. Le langage martien. Paris, 1901. Joseph J. E. Saussure. Oxford, 2012. Lepschy G. C. Saussure e gli spiriti // Studi saussuriani per Robert Godel. Bologna, 1974. Lombard E. De la glossolalie chez les premiers chrétiens et des phenomènes similaires. Etude d'exegèse et de psychologie. Lausanne, 1910. Nava G. Lettres de Ferdinand de Saussure à Giovanni Pascoli // Cahiers Ferdinand de Saussure. 1968. № 24. Palmieri G. Saussure chiama, Pascoli risponde. Nuove prospettive sulla ricerca anagrammatica // L’analisi linguistica e letteraria. 2016. Anno XXIV. Puech Ch. Parler en langues, parler des langues // Langages. 1988. № 91. Starobinski J. Words upon Words: the Anagrams of Ferdinand de Saussure. New Haven, 1979. Todorov T. Théories du symbole. Paris, 1977. Tomiche A. Du sacré au poétique // Revue de littérature comparée. 2003. № 1 (305). |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |