Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Заклад Достоевского: три тысячи в романе «Преступление и наказание»

Авторы: Т. И. Печерская

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2017Страницы 97-108
УДК: DOI:

Аннотация: Статья посвящена исследованию функции частотного повтора трех тысяч рублей в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Частота цифровых повторов в поэтике писателя много раз привлекала внимание исследователей, однако данный денежный повтор в романе до сих пор не был отмечен. Три тысячи рассмотрены в контексте сюжетных связей основных героев, объединенных причастностью к этой сумме – в реальности или идейно: Раскольников, Свидригайлов, Соня, Марфа Петровна, Разумихин, Алена Ивановна, Дуня, Лебезятников, Лужин. Рассматриваются способы введения в сюжет трех тысяч, указывается их связь с идеями героев. Деньги образуют сквозной семантический сюжет с близкими тематическими вариантами: три тысячи как дьявольское искушение, как рационалистическая идея преуспевания, как средство манипуляции волей другого (власть), как этический выкуп за совершенное преступление, как мгновенное и чудесное, сказочное освобождение от нужды, как средство, позволяющее начать новую – другую – жизнь. В качестве биографического источника этой суммы рассмотрена история создания романа в контексте обстоятельств жизни Достоевского: крайняя материальная нужда и зависимость от кредиторов, попытки продать несуществующий роман, «заложить» рукопись под сумму в три тысячи, игра в рулетку как страсть и способ достать нужную сумму, изменение замысла романа (от «Пьяненьких» к «Преступлению и наказанию»), кабальный издательский договор с Ф. Т. Стелловским и необходимость к сроку писать один, игорный, роман («Игрок») внутри другого («Преступление и наказание») и прочее. Рассмотренные письма этого периода позволяют оценить напряженность и драматизм поисков денег, связанность писательских планов с крайне сложными жизненными обстоятельствами. По нескольким черновым редакциям романа прослежены динамика работы с выбором денежных сумм, из которых на первый план последовательно выходят три тысячи рублей, расширение круга героев, причастных к ним, формирование круга идей, связанных с быстрым и неожиданным обогащением, которое одно только способно вывести из материального, нравственного и психологического тупика. Все это позволяет выявить осознанность и последовательность включения сквозной символической детали, проследить динамику формирования лейтмотивных тем романа. Связь рассмотренного повтора в сюжете романа «Преступление и наказание» с кругом идей и жизненных обстоятельств писателя дает интересный материал для исследования различных аспектов психологии творчества.

Ключевые слова: роман «Преступление и наказание», семантический числовой повтор, три тысячи рублей, сюжет, биография как источник

Список литературы:

Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. 2-е изд. М.: Просвещение, 1984. 204 с.

Гроссман Л. П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1962. 544 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

Мелетинский Е. М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: Изд-во РГГУ, 2001. 190 с.

Шкловский В. Б. Избранное: В 2 т. М.: Худож. лит., 1983. Т. 1: Повести о прозе. Размышления и разборы. 639 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН