Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: «Смешные» персонажи Достоевского в художественной рецепции А. Платонова Авторы: Е. Н. Проскурина ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН, НОВОСИБИРСК
Аннотация: На материале романов А. Платонова «Счастливая Москва», «Чевенгур», повести «Котлован» и раннего рассказа «Жажда нищего» показывается особенность творческого обращения писателя с «чужим» текстом. Сопоставительный анализ персонажной системы названных произведений с романом «Бесы» и рассказом «Сон смешного человека» позволил выявить след поэтики Достоевского при создании Платоновым образов «смешных» персонажей. При этом Платонов создает глубоко самобытные образы, в которых намек на претекст содержится лишь на уровне мотива, отдельных сюжетных деталей. Отсутствие прямого сходства с претекстом – характерная черта интертекстуальности в творчестве Платонова. Как правило, он старательно прячет след чужого текста в «густоте» своего письма. В связи с этой особенностью атрибутировать присутствие чужого слова в структуре его произведений часто оказывается возможным лишь по едва различимым характеристикам, обращаясь к методу микропоэтического анализа. При таком подходе именно мельчайшие, зачастую периферийные подробности оказываются ключом к межтекстовому диалогу, его скрытому смыслу. Так, в «Счастливой Москве» узнавание влияния «Лизиного сюжета» Достоевского оказалось возможным лишь по тончайшим «уликам», запрятанным в совершенно оригинальное платоновское повествование, внешне ничем не связанное с «Бесами». Кроме того, в статье сделано предположение, что на косноязычие платоновских «смешных» персонажей в романе «Чевенгур» и повести «Котлован» повлияла речевая поэтика образа капитана Лебядкина. В «Счастливой Москве» пародийная модальность отнюдь не смешных героев романа также возникает за счет косвенных намеков на их межтекстовую связь с этим «смешным» персонажем. Исследование образа героя, его иронического отношения к себе как к «нищему», а также анализ типа сюжета в рассказе Платонова «Жажда нищего» дали основание увидеть в нем влияние рассказа Достоевского «Сон смешного человека». Это произведение становится для Платонова отправной точкой, открывшей возможность художественной рефлексии над актуальными проблемами революционной эпохи. В работе делается вывод о том, что, иронизируя над своими «смешными» персонажами, Платонов как раз им отдает свое сочувствие. Хотя в его произведениях нет ни одного действующего лица, которое хоть в какойто мере не вызывало бы чувства сострадания. Такая позиция автора не только отличается от авторской позиции Достоевского, но является совершенно уникальной в литературе, и не только отечественной. Ключевые слова: А. Платонов, Ф. М. Достоевский, поэтика персонажа, мотив, сюжет, интертекстуальность Список литературы: Арнтц У., Чейс Б., Висенте М. Кроличья нора, или что мы знаем о себе и Вселенной? М.: Эксмо, 2010. Баршт К. Энергетический принцип Андрея Платонова. Публицистика 1920-х гг. и повесть «Котлован» // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М.: Наследие, 2000. Вып. 4. С. 253–261. Дмитрий Шостакович – Исааку Гликману. Письма к другу. СПб.: Композитор, 1993. 335 с. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. СПб.: Наука, 1988–1995. Друбек-Майер Н. Россия – «пустота в кишках» мира. «Счастливая Москва» (1932–1936 гг.) А. Платонова как аллегория // Новое литературное обозрение. 1994. № 9. С. 251–267. «Жил на свете таракан…» Стихи Ф. М. Достоевского и его персонажей. «Витязь горестной фигуры…» Достоевский в стихах современников / Сост., подгот. текста, примеч., послесловие Б. Н. Тихомирова. М.: Бослен, 2016. 239 с. Карасев Л. Вверх и вниз (Достоевский и Платонов) // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. Вып. 4. С. 168–184. Костов Х. Мифопоэтика Андрея Платонова в романе «Счастливая Москва». Helsinki: Изд-во Helsinki University Press, 2000. Лукин Е. Философия капитана Лебядкина // Нева. 2006. № 4. С. 240– 256. Малыгина Н. Диалог Платонова с Достоевским // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. Вып. 4. С. 185–200. Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995. 604 с. Платонов А. Чевенгур. М.: Высш. шк., 1991. С. 23–398. Платонов А. Счастливая Москва // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М.: Наследие, 1999. Вып. 3. С. 7–105. Платонов А. Записные книжки. Материалы к биографии. М.: Наследие, 2000а. 418 с. Платонов А. Котлован. Текст. Материалы творческой биографии. СПб.: Наука, 2000б. С. 21–116. Платонов А. Соч.: Науч. изд. М., 2004. Т. 1, кн. 1. 644 с. Платонов А. «…я прожил жизнь». Письма [1920–1950 гг.] / Под ред. Н. Корниенко, Е. Шубиной. М.: Астрель, 2013. 685 с. Проскурина Е. Н. Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова конца 20-х – 30-х годов (на материале повести «Котлован»). Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 258 с. Проскурина Е. Н. «Мученье – первая категория жизни…» (Некоторые наблюдения над «Записными книжками» А. Платонова) // Русская литература ХХ–ХХI веков: направления и течения. Екатеринбург, 2004. Вып. 7. С. 157–169. Проскурина Е. Н. Фаустиана Андрея Платонова. М.: Новый хронограф, 2015. 350 с. Сарнов Б. М. Пришествие капитана Лебядкина. Случай Зощенко. М.: Культура, 1993. 312 с. Семенова С. Философские мотивы романа «Счастливая Москва» // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М., 1995. Вып. 2. С. 54–90. Семенова С. «Влечение людей в тайну взаимного существования…» (Формы любви в романе) // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М.: Наследие, 1999. Вып. 3. С. 108–123. Серман И. З. Стихи капитана Лебядкина и поэзия XX века // Revue des études slaves. Année. 1981. Vol. 53. Nо. 4. Успенский П. Д. Tertium Organum. Ключ к загадкам мира. [СПб., 1911]. Репринт. СПб.: Андреев и сыновья, 1992. Ходасевич В. Ф. Поэзия Игната Лебядкина // Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 2. Шубин Л. А. Поиски смысла отдельного и общего существования: об А. Платонове. Работы разных лет. М.: Сов. писатель, 1987. 365 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |