Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Стихотворение С. Кирсанова «Мэри-наездница» (1925): имя, заумь и сюжет Авторы: И. Е. Лощилов ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН; НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Статья посвящена анализу знаменитого стихотворения Семена Исааковича Кирсанова (1906–1972) «Мэри-наездница» (1925). Стихотворение, написанное в середине советских 1920-х годов, точно выражает дух первого революционного десятилетия. Эпоха решительно взяла курс на сближение с искусством кино и с цирком. Древнее искусство цирка близко первозданным основам бытия. В нем всегда ощущались веселье, дух авантюры и реальная физическая опасность. Статья состоит из четырех разделов. Первый раздел посвящен описанию источников текста стихотворения. Приведены в систему сведения о четырех подготовленных автором редакциях. Первые две были изданы в 1920-е годы, третья и четвертая – лишь в 1960–1970-х годах, после катастрофических событий середины XX столетия. Собраны сведения об архивных материалах, связанных с творческой историей стихотворения. Воссоздана история двух записей авторского чтения стихотворения (они были сделаны С. И. Бернштейном и Л. А. Шиловым). Во втором разделе помещен обзор откликов, принадлежавших первому поколению читателей и слушателей стихотворения. Кирсанов был знаменит не только как поэт, но и как блестящий исполнитель своих стихов. Обзор показывает отторжение футуристического эксперимента официальными и далекими от власти и официоза критиками. Показаны и те случаи, когда критики и слушатели высказывали одобрение эксцентрической поэтике Кирсанова. Третий раздел посвящен связи имени героини и сюжета стихотворения: оно рассказывает о гибели наездницы во время исполнения номера цирковой программы. В истории русской поэзии имя Мэри ассоциируется с двумя случаями его употребления в поэзии А. С. Пушкина. В XX столетии в поэзии и драматургии А. А. Блока с именем Мери связались новые смыслы и значения. После публикации стихов Блока, связанных с героиней по имени Мери, заданный им мотивный комплекс неоднократно воспроизводился у поэтов-эпигонов. Имя Мери и образ цирковой арены сближались и до стихотворения Кирсанова (в поэзии А. И. Венедиктова и А. Э. Беленсона). Но лишь Кирсанову удалось связать с этим образом остро динамический и трагический сюжет, воплощенный в эстетике футуризма и литературной группы ЛЕФ. В четвертом разделе подробно описаны композиция стихотворения и принципы соотношения между повествовательной и звукоподражательной (заумной) частями теста. Звукоподражание эффектно имитирует звуки циркового оркестра. Показано, как последовательно сюжет разрушает баланс между повествовательной и звукоподражательной частями, и как он восстанавливается в финале стихотворения. Аудиоприложения к статье можно прослушать по ссылкам: 1 , 2 Ключевые слова: Блок, заумь, Кирсанов, ЛЕФ, палиндром, поэзия, Пушкин, футуризм, цирк, эксцентрика Список литературы: Анч. П. Николай Асеев, Семен Кирсанов завтра читают на утреннике «Смены» // Смена. 1929. № 39 (1447), 16 февр. С. 3. Асеев Н. Н. Разгримированная красавица. Путевые записки. М.: Федерация, 1928. 227 с. Беленсон А. Цирк // Весеннее контрагентство муз: Сб. / Под ред. Д. Бурлюка и С. Вермеля. М.: Изд. Студии Д. Бурлюка и Сам. Вермеля, 1915. С. 85. Беленсон А. Безумия: Третья книга стихов. М.: Тип. «Искра революции», 1924. 61 с. Блок А. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М.: Наука, 1997–... Буренина-Петрова О. Д. Цирк в пространстве культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 426 с. Василий Каменский: Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма. Неопубликованные тексты. Факсимиле. Комментарии и исследования / Сост. и науч. ред. А. А. Россомахина. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. 432 с. Венедиктов А. Мэри из Владивостока // Литературная мысль: Альманах. [Кн.] 2. Пг.: Мысль, 1923. С. 73–79. Волчанецкая Е. Д. (Ровинская Е. Д.). Серебряный лебедь. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. 73 с. Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890–1917: Антология. М.: Наука, 1993. С. 5–44. Гаспаров М. Л. Семен Кирсанов, знаменосец советского формализма // Кирсанов С. И. Стихотворения и поэмы СПб.: Академический проект, 2006. С. 5–18. (Сер. «Новая библиотека поэта») Гельфандбейн Г. [Рец.] С. Кирсанов. «Опыты». Книга стихов, 129 стр. ГИЗ, ц. 1 р. 25 к.; М. Светлов. «Ночные встречи». «Молодая гвардия», 62 стр., ц. 1 р. // Красное слово. 1927. № 2/3. С. 180–181. Григорьев В. П., Колодяжная Л. И., Шестакова Л. Л. Собственное имя в русской поэзии ХХ века. Словарь личных имен. М.: Азбуковник, 2005. 448 с. Довгий О. Л., Кулагин А. В. Пушкинское стихотворение «Из Barry Cornwall» и его английский источник // Болдинские чтения. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. С. 144–154. Евгенов Е. [Рец.] Семен Кирсанов. «Опыты». Книга стихов предварительная. 1925–26 г. ГИЗ. 1927 г. 129 стр. 1 р. 25 к. // Правда. 1927. № 108 (364), 15 мая. С. 7. Жиц Ф. [Рец.] Семен Кирсанов. – «Опыты» (стихи) ГИЗ, 132 стр. // Вечерняя Москва. 1927. № 79, 8 апр. С. 3. Журин В., Залкинд Г., Рабинович Л. Флейты осени. Казань: Тип. Я. Н. Подземского, 1914. 83 с. Заболоцкий Н. А. Язык Пушкина и советская поэзия (Заметки писателя) // Известия. 1937. № 22 (6184), 25 янв. С. 6. Зенкевич М. А. [Рец.] Семен Кирсанов. Опыты. Книга стихов предварительная. 1925–1926. Гиз. М.–Л., 1927. Стр. 129. Тир. 2000 экз. Ц. 1 р. 25 к. // Печать и революция. 1927. Кн. 6, сент. С. 218–219. Катанян В. А. Распечатанная бутылка. Н. Новгород: Деком, 1999. 348 с. Кирсанов С. И. Мери наездница (Отрывок из поэмы). Случай в цирке // Альманах «Красная новь». № 2. М.; Л.: Гос. изд-во, 1925. С. 292–294. Кирсанов С. И. Опыты. Книга стихов предварительная. 1925–1926. М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. 128 с. Кирсанов С. И. Последний современник. М.: Федерация, 1930. 96 с. [Кирсанов С. И.] Семен Исаакович Кирсанов читает 8 стихотворений. Запись 18.12.1963. URL: http://imwerden.de/publ-1974.html (дата обращения 18.10.2017). Кирсанов С. И. Поэзия и цирк // Советская эстрада и цирк. 1966а. № 11. С. 12–13. Кирсанов С. И. Поэзия и палиндромон // Наука и жизнь. 1966б. № 7. С. 75–77. Кирсанов С. И. Искания: Стихотворения и поэмы. 1923–1965. М.: Худож. лит., 1967. 240 с. Кирсанов С. И. [Ответ на анкету «Как это у них было»] // Юность. 1971. № 1. С. 106. Кирсанов С. И. Собр. соч.: В 4 т. М.: Худож. лит., 1976. Т. 4: Поэтические поиски и произведения последних лет. 405 с. Кирсанов С. И. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект, 2006. 800 с. (Сер. «Новая библиотека поэта») Красильников В. Девять книг стихов // На литературном посту. 1927. № 11–12, июнь. С. 84–88. Левин Л. Поэтическое жонглерство: о новых стихах С. Кирсанова // Литературная газета. 1930. № 39 (76), 4 сент. С. 4. Левинтон Г. А. Заметки о фольклоризме Блока // Миф – фольклор – литература. Л.: Наука, 1978. С. 171–185. Лихачев Д. С. Текстология: на материале русской литературы X–XVII веков. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Наука, 1983. 639 с. Луначарская-Розенель Н. А. Луначарский и Маяковский // Маяковский в воспоминаниях современников / Вступ. ст. З. С. Паперного, сост. и примеч. Н. В. Реформаторской. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1963. С. 455–483. М. С. «Надутая пустота» // На подъеме. Ростов н/Д, 1927. № 7. С. 42. Малишевский М. П. [Рец.] Семен Кирсанов. Товарищ Маркс. ГИХЛ, 1933 г. С. 141. Цена 4 р. 50 к. Тир. 10.000 // Новый мир. 1933. № 9. С. 250– 252. Маршак С. Я., Лебедев В. В. Цирк. Л.: Радуга; 1-я гос. литография, 1925. [14 с.] Маяковский В. В. Разговор с фининспектором о поэзии. Тифлис: Заккнига, 1926. 16 с. Мессер Р. Вечер «ЛЕФА» (К выступлению Н. Асеева и С. Кирсанова) // Жизнь искусства. 1929. № 9. С. 13. Минералов Ю. И. Поэзия, поэтика, поэт. М.: Сов. писатель, 1984. 208 с. Минц З. Г. Блок и Пушкин // Минц З. Г. Александр Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. СПб.: Искусство-СПб, 2000. Кн. 2: Александр Блок и русские писатели. С. 145–260. Миронова М. В., Менакер А. С. В своем репертуаре. М.: Искусство, 1984. 309 с. Оксенов И. [Рец.] Семен Кирсанов. Опыты. Книга стихов предварительная. Гос. издат. 1927. Стр. 132 // Звезда. 1927. № 6. С. 158–159. П. Кр. Вечер пародий // Вечерняя Москва. 1926. № 239, 16 окт. С. 4. П-ая Н. [Рец.] Альманах «Красная Новь». № 2. Госиздат. 1925. Стр. 373. Цена 1 р. 74 к. // Правда. 1926. № 25 (3254), 31 янв. С. 7. Первый всесоюзный съезд советских писателей. 1934: Стенографический отчет. М.: Гослитиздат, 1934. 718 с. Поэзия 1920-х годов / Сост., предисл. и коммент. Н. А. Богомолова. М.: Слово/Slovo, 2008. 728 с. (Сер. «Библиотека русской классики») Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л.: Наука, 1977–1979. Рахманов Л. Н. Чет-нечет: Повести. Рассказы. Пьесы. Воспоминания. Листки календаря. Л.: Сов. писатель, 1988. 702 с. Рик. Семен Кирсанов. «Опыты» // Вечерние известия (Одесса). 1927. № 1208, 9 апр. С. 2. Розанов И. Н. Современные лирики. VI: Лефовцы: Каменский, Кирсанов // Родной язык в школе: Науч.-пед. сб. М.: Работник просвещения, 1927. Сб. 6. С. 116–126. Розанов И. Н. Русские лирики: Очерки. М.: Никитинские субботники, 1929. 212 с. Роман Р. [Рец.] Семен Кирсанов. «Опыты». Стихи. ГИЗ. Тир. 2000. Цена 1 р. 25 к. // Молодая гвардия. 1927. № 6. С. 187–188. Синельников И. М. «Это было, было, было…: Книга воспоминаний. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2014. 176 с. Смирнов И. П. Смысл как таковой. СПб.: Академический проект, 2001. 342 с. Спроге Л. В. Рецепция пушкинских образов и сюжетов в лирике А. Блока (цикл «Мэри») // Проблемы пушкиноведения: Сб. науч. тр. Рига: Изд-во Латв. гос. ун-та им. П. Стучки, 1983. С. 102–114. Тарасенков А. К. Опасности на путях поэта: [Рец.] Кирсанов С. Последний современник. Изд. «Федерация». М. 1930. Тираж 3000. Стр. 95. Цена 1 руб. 10 коп. // Книга и революция. 1930. № 19. С. 10–11. Улицкая М. Музыкальный циркач // Цирк и эстрада. 1928. № 8 (40), май. С. 1. Уразов И. А. Цветные стекла: Стихи. Пг.: L’oiseau bleu, 1917. 22 с. Фрезинский Б. Я. За кулисами триумфа (Советские писатели в Европе 1936 года) // Фрезинский Б. Я. Писатели и советские вожди: Избранные сюжеты 1919–1960 годов. М.: Эллис Лак, 2008. С. 476–505. Фридман Н. В. Песня Мэри // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. М.: Изд-во АН СССР, 1974. Т. 33, вып. 3. С. 242–253. Хармс Д. И. Полн. собр. соч. Записные книжки. Дневник: В 2 кн. СПб.: Академический проект, 2002. Кн. 1. 480 с. Хлебников В. В. Творения / Общ. ред. и вступ. ст. М. Я. Полякова; сост., подгот. текста и коммент. В. П. Григорьева, А. Е. Парниса. М.: Сов. писатель, 1986. 734 с. Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь: Записки звукоархивиста-шестидесятника. М.: Альдаон; Русаки, 2004. 368 с. Яворская А. Л. Рукописи Семена Кирсанова в фондах Одесского литературного музея // Дом князя Гагарина: Сб. науч. ст. и публикаций. Одесса: Моряк, 2007. Вып. 4. С. 141–188. Яковлев Б. В. Поэт для эстетов (Заметки о Велимире Хлебникове и формализме в поэзии) // Новый мир. 1948. № 5. С. 207–231. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |