Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Рецепция пушкинской традиции в творчестве Ю. Олеши

Авторы: Г. А. Жиличева

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2017Страницы 199-212
УДК: 821.161.1DOI:

Аннотация: Рассматривается роль пушкинских мотивов в творчестве Ю. Олеши: автобиографических заметках, вошедших в книгу «Ни дня без строчки», художественных произведениях писателя. Выявляются четыре рецептивных стратегии: канонизация (в воспоминаниях о детстве Пушкин предстает как воплощение идеи искусства), идентификация (пушкинские тексты становятся инвариантами для юношеской лирики Олеши), деконструкция (в прозаических и драматургических произведениях Олеши нарушается принцип гармонического равновесия сюжета, характерный для поэтики классика, акцентируется негативный актант: завистник, статуя, призрак), синтез (Пушкин становится частью смыслового комплекса, связанного с авторефлексией). В результате исследования делается вывод о том, что диалог с Пушкиным является не только способом взаимодействия с традицией, но и точкой отсчета в выстраивании собственного поэтического мифа.

Ключевые слова: пушкинский код, Ю. Олеша, «Ни дня без строчки», рецептивные стратегии

Список литературы:

Венцлова Т. Тень и статуя. К сопоставительному анализу творчества Федора Сологуба и Иннокентия Анненского // Иннокентий Анненский и русская культура ХХ века: Сб. науч. тр. СПб.: А.О. АРСИС, 1996. С. 55–65.

Жиличева Г. А. Фигура нищего в нарративах Ю. Олеши // Новый филологический вестник. 2011. № 4 (15). С. 121–129.

Изер В. Вымыслообразующие акты // НЛО. 1997. № 27. С. 25–41.

Лакан Ж. Семинары. Книга 11. Четыре основных понятия психоанализа (1964). М.: Гнозис / Логос, 2004. 304 с.

Монтень М. Опыты. Избранные произведения: В 3 т. М.: Голос, 1992. Т. 1. 384 с.

Олеша Ю. Пьесы. Статьи о театре и драматургии. М.: Искусство, 1968. 338 c.

Олеша Ю. Облако. Стихи / Сост., предисл., примеч. Е. Голубовского, Т. Щуровой. Одесса, 1999а. 90 с.

Олеша Ю. Зависть / Сост. и предисл. В. Гудковой. М.: Вагриус, 1999б. 414 с.

Олеша Ю. К. Зависть: Роман. Рассказы. Статьи. М.: Эксмо, 2006. 608 с.

Панченко И. «Скульптурная тема»: Юрий Олеша и Иван Бунин // Новый Журнал. 2010. № 261. URL: http://drupal.newreview.webfactional.com/ content/ирина-панченко-«скульптурная-тема»-юрий-олеша-и-иван-бунин (дата обращения 10.04.2017).

Перзеке А. Б. «Медный всадник» А. С. Пушкина: концептуально-поэтическая инвариантность в русской литературе XX века (1917–1930-е годы): Дис. ... д-ра филол. наук. В. Новгород, 2011.

Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Изд. подгот. Г. А. Таронян. М.: Ладомир, 1994. 941 с.

Пушкин А. С. Моцарт и Сальери // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 8 т. М.: Правда, 1954. Т. 3. С. 315–324.

Смирнов И. П. Роман и смена эпох: «Зависть» Юрия Олеши // Звезда. 2012. № 8. С. 11–19.

Чумаков Ю. Н. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб.: Государственный пушкинский театральный центр, 1999. 432 с.

Якобсон Р. О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. О. Работы по поэтике: Переводы / Сост. и общ. ред. М. Л. Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. С. 145–180.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН