Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Обоснование культурно-семиотического подхода к истории в философии Эрнста Кассирера Авторы: И. В. Дёмин САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С. П. КОРОЛЕВА
Аннотация: Анализируются взгляды Эрнста Кассирера на природу историописания и специфику исторического познания. Выявляются общефилософские предпосылки культурно-семиотического подхода к истории. Проводятся параллели с трактовками истории в философских концепциях Риккерта и Гадамера. Историописание рассматривается Кассирером в качестве инструмента исследования человеческой природы и формы самопознания. Ключевую роль в культурно-семиотической концепции Кассирера занимает переосмысление понятия исторического факта. Исторический факт, в отличие от факта естественнонаучного, является не отправной точкой, но результатом работы исследователя. Исторический факт конструируется в процессе интерпретации и переинтерпретации исторических источников и всегда является ответом на поставленный историком вопрос. Деятельность историка имеет больше общего с деятельностью филолога и лингвиста, нежели естествоиспытателя. Принципиальное отличие исторического познания от естественнонаучного, согласно Кассиреру, заключается не в способе образования научных понятий, а в самой природе исторического факта. Кассирер обосновал тезис о знаково-символической природе исторического универсума, предвосхитив ключевые идеи постметафизической лингвистически ориентированной философии истории второй половины XX в. Ключевые слова: семиотика, история, семиотика истории, философия истории, философия символических форм, Кассирер Список литературы: Вейнмейстер А. В. Концепции символической интерпретации культуры (Э. Кассирер, А. Ф. Лосев). СПб., 2012. 167 с. Вейнмейстер А. В. Эрнст Кассирер – неокантианец? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 4 (30), ч. 3. C. 32–35. Демидова М. В. Человек как «Animal Symbolicum» в философии культуры Э. Кассирера: историко-философский анализ: Дис. … канд. филос. наук. Саратов, 2007. 175 с. Дёмин И. В. Ф. Ницше и постметафизическая философия истории // Клио. 2014. № 6 (60). С. 3–7. Дёмин И. В. Обоснование методологии исторического познания в метафизике всеединства Л. П. Карсавина // Аспирантский вестник Поволжья. 2015. № 3–4. С. 87–94. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарики, 1998. С. 440–722. Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 654 с. Кассирер Э. Философия символических форм. Язык. М.; СПб.: Университетская книга, 2002а. Т. 1. 272 с. Кассирер Э. Философия символических форм. М.; СПб.: Университетская книга, 2002б. Т. 3: Феноменология познания. 398 с. Кун Х. Философия культуры Эрнста Кассирера // Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 615–637. Лосев А. Ф. Теория мифического мышления у Э. Кассирера // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарики, 1998. С. 730–760. Ортега-и-Гассет X. Избр. тр. М.: Весь Мир, 1997. 704 с. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. 413 с. Свасьян К. А. Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. 238 с. Соболева М. Е. Философия символических форм Э. Кассирера. Генезис. Основные понятия. Контекст. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 152 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |