Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Образ Вожатого в автобиографическом мифе М. Цветаевой (на материале поэмы «На Красном Коне» и эссе «Чёрт»)

Авторы: О. А. Скрипова

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ЕКАТЕРИНБУРГ

Выпуск 1, 2018Страницы 42-51
УДК: 882.161.1-1 (Цветаева М.)DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-42-51

Аннотация: Рассматриваются особенности цветаевского автобиографического мифа в лирической поэме «На Красном Коне», относящейся к переходному, кризисному периоду творчества Цветаевой, и в эссе «Чёрт», где в какой-то степени подводятся итоги жизненного и творческого пути. В центре внимания специфика модернисткой субъективности и сакральности, особенности цветаевского мифотворчества, взаимодействие в нем лирического и эссеистического направлений. В ходе сопоставления произведений разных жанров делается попытка увидеть общие черты цветаевского автобиографического мифа о поэтическом призвании, выделяются мотивы избранности, предопределенности свыше судьбы и характера лирического субъекта, отречения от женского в себе, отказа от земной любви во имя высшей, преступления, нарушения запретов. Прослеживается сюжет общения лирического субъекта Цветаевой со сверхъестественным, демоническим существом из иного мира, отмечается сходство между образами Чёрта и Красного Всадника – Гения, которые могут быть рассмотрены как варианты знаковой для поэта фигуры Вожатого. Анализируются разные художественные стратегии мифотворчества в лирической поэме и в прозе поэта, а также трансформация традиционных романтических и фольклорных жанров (баллада, быличка).

Ключевые слова: М. Цветаева, мифотворчество, лирическая поэма, эссе, лирический субъект, модернизм

Список литературы:

Бройтман С. Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М.: Изд-во РГГУ, 2008. 485 с.

Ельницкая С. И. Статьи о Марине Цветаевой. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004. 304 с.

Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1989.

Липовецкий М. Н. Модернизм и авангард: родство и различие // Русская литература ХХ века: 1917 – 1920-е годы: В 2 кн. М.: Академия, 2012. Кн. 2. С. 3–12.

Лютова С. Марина Цветаева и Максимилиан Волошин: эстетика смыслообразования. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004. 192 с.

Попкова М. Д. Стилевое единство неклассической культуры ХХ века: поиски оснований: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2013.

Титова Е. В. Марина Цветаева – лирик и эссеист // Марина Цветаева: эпоха, культура, судьба. Десятая цветаевская международная научно- тематическая конференция: Сб. докл. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2003. С. 230–237.

Цветаева М. Проза. М.: Современник, 1989. 590 с.

Цветаева М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Эллис Лак, 1994. Т. 3: Поэмы. Драматические произведения. 816 с.

Эфрон А. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. М., 1989.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН