Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: «Слово странное – старуха…»: об одной мифологеме в лирике М. Цветаевой Авторы: Н. В. Барковская УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ЕКАТЕРИНБУРГ
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса о наличии или отсутствии динамики в персональном мифе Цветаевой в соответствии с типологией поэтов, обозначенной самим автором: «поэты с историей» и «поэты без истории». Известно пристрастие Цветаевой к нескольким сквозным мифологемам и сюжетам. Одной из таких мифологем является ухо-раковина. Проследив за проявлениями этой мифологемы в разные периоды творчества Цветаевой, можно уточнить логику развития ее персонального мифа. За исходную точку данного исследования взято раннее стихотворение «Старуха», выделяющееся из общей атмосферы юности, которой проникнут «Вечерний альбом». Вслушиваясь в слово «старуха», Цветаева выявляет его поэтическую «внутреннюю форму»: ухо – раковина. Цветаева не рисует образ старухи (явно противопоставленной «юным бабушкам»), она вслушивается в «угрюмое» звучание самого слова. Образ морской раковины соотносится с лабиринтом-улиткой внутреннего уха человека. Ухо осмыслялось модернистами как «канал сверхкоммуникации». В стихотворении Цветаевой ухо старухи слышит не подземный гул, а шум океана, ушная раковина ассоциируется с раковиной морской. С автомифологией «морского» имени Цветаевой перекликается картина Врубеля «Жемчужина» (1904), где форма раковины напоминает форму уха. Позднее героиня Цветаевой начнет себя ассоциировать с раковиной – акватическим символом женственности. Образ раковины становится средством самоотождествления цветаевской героини (цикл «Бессонница», («Куст», «Сад») выражено желание отказаться и от слов, и от слуха-раковины. В цикле «Куст» (1934) снова возникает тема ушной раковины как органа «сверхкоммуникации», жажда того «шума ушного», в котором «всё соединилось». Этот шум становится различимым в моменты между молчаньем и речью, он назван местом рождения «невнятицы наших поэм». Раковина звучит только тогда, когда она пуста, т. е. мертва. В «Поэме воздуха» в главке VII совершается окончательная «потеря тела через ухо». Поэтическая сущность развоплощается, высвобождая дух-звук из тела- букв. Вместе с тем архетипическая схема возрождения через смерть имеет и вполне конкретное соотношение с реальной исторической эпохой, ломающей жизнь поэтов. Обращение к циклу «Надгробие» (1935) позволяет сделать вывод, что после смерти поэт, по мысли Цветаевой, находится и не под землей, и не в надмирной высоте, он продолжает жить в читателях поэзии – не читателях газет, а тех, кто способен в слове-раковине расслышать шум океана. Ключевые слова: мифологема уха / слуха, поэтика Цветаевой, мифологема раковины, концепт СТАРУХА Список литературы: Баратынский Е. А. Стихотворения. М.: Детская литература, 1989. Гаспаров М. Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995. Геворкян Т. Поэт с историей и поэт без истории: читая «Свободные тетради» Марины Цветаевой // Вопросы литературы. 2000. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2000/1/gevor.html (дата обращения 10.09.2017). Жданов И. Место земли. М.: Молодая гвардия, 1991. URL: http://www. vavilon.ru/texts/prim/zhdanov1.html (дата обращения 10.09.2017). Зубова Л. В. Язык поэзии Марины Цветаевой (фонетика, словообразование, фразеология). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. URL: http:// philologos.narod.ru/portefolio/zubova1999.htm#fra (дата обращения 10.09.2017). Иванов Г. В. Собр. соч.: В 3 т. М.: Согласие, 1994. Т. 1. Клюев Е. Сказки на всякий случай. М.: Слово / Slovo, 2003. Мароши В. Безуховы и Аблеуховы (к семиотике уха в русской литературе) // Критика и семиотика. 2001. № 3–4. С. 220–224. URL: http://www. nsu.ru/education/virtual/cs34maroshi.htm (дата обращения 10.09.2017). Савкина И. «У нас никогда уже не будет этих бабушек?» // Вопросы литературы. 2011. № 2. С. 109–135. Фарино Е. Бегемотиха – улитка – ухо // Культура и текст. 2017. № 2 (29). С. 7–46. URL: http://www.ct.uni-altai.ru/ (дата обращения 10.09. 2017). Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. 640 c. Ханзен-Лёве А. А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. СПб.: Академический проект, 2003. Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду. М.: Изд-во РГГУ, 2016. Цветаева М. Избранное / Сост., коммен. Л. А. Беловой. М.: Просвещение, 1989. Цветаева М. Поэма воздуха // Цветаева М. Соч.: В 2 т. М.: Худож. лит., 1988. Т. 1. С. 439–445. Цветаева М. Собр. соч.: В 7 т. М., 1994–1995. Т. 5. Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой. Идеология, поэтика, идентичность автора в контексте эпохи. 2-е изд., испр. и доп. М.: Новое литературное обозрение, 2015. ЭСРЯ – Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я; Юнвес, 2003. URL: http://enc-dic.com/semenov/Star-128.html (дата обращения 10.09.2017). |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |