Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Образ читательницы эпохи модерна в русской живописи и ранней лирике М. Цветаевой

Авторы: Н. В. Проданик

ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2018Страницы 65-78
УДК: 821.161.1DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-65-78

Аннотация: Устанавливается, какими чертами наделен образ читательницы в отечественной живописи на рубеже XIX–XX веков и в ранних поэтических сборниках М. Цветаевой – «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912). Образ девушки с книгой, запечатленной в пейзажном пространстве (или у окна, распахнутого в парк), есть в творчестве М. Нестерова, Н. Ге, К. Сомова, В. Шухаева. Парк, сад, вечер, окно, тишина и книга – все это слагаемые образа Дамы Серебряного века. В ее облике вполне определенно «прочитываются» черты давно ушедших эпох – Возрождения, рококо, романтизма, она театрально примеряет на себя уже известные женские судьбы. В эпоху модерна образ любительницы книги не только генетически восходит к предшествующим этапам культуры, но и обретает новые черты. В первых сборниках М. Цветаевой появляется образ читательницы, осознающей, что мир искусства, в который путеводной нитью выступила книга, оказался манящим призраком, а игра в культурные ассоциации помешала читательнице экзистенциально проявиться.

Ключевые слова: модерн, творчество М. Цветаевой, образ читательницы в ранней лирике М. Цветаевой, русская портретная живопись XIX – начала XX века

Список литературы:

Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. М.: Наука, 1983. 736 с.

Батюшков К. Н. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1977. 206 с.

Библиотека в саду: Писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве. М.: Книга, 1985. 255 с.

Вацуро В. Э. Избр. тр. М.: Языки славянской культуры, 2004. 825 с.

Герасимова Е. Портрет Натальи Ивановны Петрункевич // Искусство. 2009. № 20. URL: http://art.1september.ru/article.php?ID=200902007 (дата обращения 10.11.2017).

Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. М.: Аспект-Пресс, 2000. 320 с.

Данилова И. Е. Портрет и натюрморт: человек и вещь // Данилова И. Е. «Исполнилась полнота времен…». Сборник статей. М.: Изд-во РГГУ, 2004. С. 78–167.

Дунаева Е. Н. Декабристы и книги. М.: Книга, 1967. 63 с.

Жуковский В. А. Соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1980. Т. 1. 438 с.

Мандельштам О. Конец романа // Мандельштам О. Собр. соч.: В 4 т. М.: Арт-Бизнес-Центр Москва, 1993. Т. 2. С. 271–276.

Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М.: Худож. лит., 1975. Т. 3. 488 с.; Т. 4. 520 с.

Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике // Рубакин Н. А. Избранное: В 2 т. М.: Книга, 1975. Т. 1. С. 35–107.

Цветаева М. И. Собр. соч.: В 7 т. М.: ТЕРРА; Книжная лавка – РТР, 1997. Т. 1, кн. 1: Стихотворения. 336 с.

Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: идеология – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 464 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН