Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: «Розы Тадемы» (Альма-Тадема Лоуренс в художественной рецепции И. Анненского) Авторы: А. В. Подворная ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: В контексте англо-русских художественных связей Серебряного века реконструируется история знакомства И. Анненского с картинами широко популярного в это время в Европе британского художника академического толка Альма-Тадема Лоуренса. Приводятся авторитетные для Анненского оценки творчества художника, данные немецким искусствоведом Р. Мутером и русским художественным критиком Ф. И. Булгаковым. В оценке Р. Мутера Тадема значителен как художник, которому благодаря глубокому проникновению в дух изображаемой эпохи удалось правдиво и жизненно воссоздать картины античного мира, однако саму живописную манеру художника Мутер определяет как жесткую, гравировальную и склонную к педантизму. Для Ф. И. Булгакова, напротив, эта черта художника скорее свидетельствует о его мастерстве и одаренности. Исследуются факты обращения И. Анненского к творчеству Альма- Тадемы. В рецензии на книгу Ф. И. Булгакова «Альма Тадема и его произведения» Анненский аттестует Тадему как «одного из самых интересных художников второй половины XIX века», «отличного знатока античного мира» и «удивительного артиста кисти». Устанавливается, что в 1906 году художественный мир Альма-Тадемы настойчиво притягивал внимание поэта, о чем свидетельствует его письмо к А. В. Бородиной от 25 июня 1906 года и черновой вариант стихотворения «Мелодия для арфы». Оспаривается устоявшееся представление о том, что визуальным источником письма является картина Альма-Тадемы «Розы Гелиогабала». В этой картине доминирующий живописно-декоративный мотив полностью снимает драматизм изображенного момента, что несоприродно творческой аксиологии Анненского. Указывается как возможный источник картина художника «Roses, delices de l'amour», в которой лепестки роз также являются важной живописной и символической деталью. Подтверждается предположение О. Рубинчик о наличии в черновом варианте стихотворения Анненского «Мелодия для арфы» живописной аллюзии на картину А. Тадемы «Роза всех роз», причем в самом тексте стихотворения усматривается обыгрывание названия полотна художника. Ключевые слова: творчество И. Анненского, Альма-Тадема Лоуренс, картина «Розы Гелиогабала», картина «Roses, delices de l'amour», античная тема в искусстве, живописная аллюзия, англо-русские художественные связи Серебряного века Список литературы: Анненский И. Ф. Книги отражений. М., 1979. Анненский И. Ф. Стихотворения и трагедии. Л.: Сов. писатель, 1990. Анненский И. Ф. Учено-комитетские рецензии / Сост., подгот. текста, предисл., прилож., примеч. и указатель А. И. Червякова. Иваново: Юнона, 2000. Вып. 2: 1901–1903 годы. Анненский И. Ф. История античной драмы: Курс лекций. СПб., 2003. Анненский И. Ф. Письма: В 2 т. СПб: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2009. Т. 2: 1906–1909. Булгаков Ф. И. Сто шедевров искусства. Лучшие картины первоклассных художников с XV века по настоящее время. СПб.: Тип. Голикс, 1903. Вязова Е. Гипноз англомании. Англия и «английское» в русской культуре рубежа XIX–XX веков. М.: Новое литературное обозрение, 2009. Мутер Р. История живописи: В 3 т. / Пер. с нем. З. Венгеровой. СПб., 1900. Т. 2. Налегач Н. В. Поэтика экфрасиса в стихотворениях И. Анненского «К портрету...» // Вестн. КГУ им. Н. А. Некрасова. 2016. № 2. С. 129–133. Рубинчик О. «Сердце просит роз поблеклых...» Розы у И. Анненского // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Симферополь: Крымский архив, 2010. Вып. 8. С. 186–212. Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989. Т. 1. Шестаков В. История английского искусства. От средних веков до наших дней. М.: Галарт, 2010. Шестимиров А. Алма-Тадема Лоуренс. М.: Белый город, 2017. Указатель английской художественной выставки. СПб., 1898. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |