Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Лирическая ритуализация самосожжения в перспективе символистской теургии Авторы: В. В. Мароши НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: «Хоровая» античная лирика была связана с ритуалами жертвоприношения Дионису, Аполлону и другим божествам. В начале ХХ века кризис чрезмерного индивидуализма в русской лирике приводит к попыткам «самоотрицания» лирического героя в пользу групповых или сверхличностных ценностей и активизации хоровой и ролевой лирики. Комплекс метафор, связанных с самосожжением, появился в русской лирике и поэтических метатекстах в результате воздействия нескольких контекстов: жертвенной этики русской интеллигенции, поэтической риторики жертвенной любви, воздействия мифопоэтики античного Феникса, влияния немецкой романтической и неомифологической поэзии, музыки, и особенно мрачного обаяния и интереса к массовым самосожжениям русских старообрядцев-беспоповцев, мотивированных надеждой на спасение от антихриста и его слуг. C начала 1900-х годов эта метафора получила неомифологическое обоснование в очерках и философской лирике В. Иванова как элемент неодионисийского обряда мистерии, образованного из эстетики Ницше и представлений о теургической миссии поэта-жреца В. Соловьева. Попытки воссоздать мистерию на сцене театра и в кружковых перформансах оказались неудачными. В поэзии Иванова образовалась лирическая диада парадоксальной идентичности жреца и жертвы в ритуале самопожертвования, символика которого особенно характерна для его любовной и собственно ритуальной лирики. Необычно значительную роль в его поэзии играют жанры хорового дифирамба и одической лирики. В лирике А. Блока ритуальное сожжение лирического героя – жертвоприношение Вечной Женственности и стихийной страсти. Мотивы и метафоры полного или частичного самосожжения были значимы для поэзии русского модернизма и авангарда – А. Белого, Н. Клюева, П. Карпова, Н. Бурлюка, Р. Ивнева, В. Хлебникова. К концу 1910-х метафора самосожжения становится «общим местом» символистской эстетики и критики. В период русской революции и гражданской войны значимость этой модели самопожертвования еще более возросла. Ключевые слова: лирика, теургия, ритуал, мистерия, Дионис, самопожертвование, самосожжение Список литературы: Белый А. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1966. 656 с. Белый А. Симфонии. Л.: Худож. лит., 1991. 526 с. Белый А. Феникс // Белый А. Собр. соч.: В 14 т. М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012. Т. 8: Арабески. Луг зеленый. Книга статей. С. 115–126. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: Худож. лит., 1960. Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. М.: Худож. лит, 1975. Т. 6:. Статьи и рецензии. 1893–1924. «Далекие и близкие». Бурлюк Д., Бурлюк Н. Стихотворения. СПб.: Академический Проект, 2002. 584 с. Волошин М. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М.: Правда, 1991. 480 с. Галанина Ю. Е. Из истории первого символистского спектакля в России (Вяч. Иванов и Н. Вашкевич) // От Кибирова до Пушкина: Сб. в честь 60-летия Н. А. Богомолова / Сост. А. В. Лавров, О. А. Лекманов. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 63–92. Гершензон М. О. Гольфстрем. М.: Народное образование, 1996. 128 с. Зенкевич М. А. Сказочная эра: Стихотворения. Повесть. Беллетристические мемуары. М.: Школа-Пресс, 1994. 688 с. Иванов В. И. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1971– 1987. Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. 350 с. Иванов В. И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. СПб.: Академический проект, 1995. Т. 1. 480 с.; Т. 2. 432 с. Ивнев Р. Самосожжение (Откровение). Пг.: Очарованный странник, 1916. Кн. 1. 16 с. Карпов П. Пламень. Русский ковчег. Из глубины. М.: Худож. лит., 1991. 368 с. Клюев Н. Избранное. М.: ОГИ, 2009. 592 с. Кожевникова Н. А. Тропы и образные ряды в поэтических текстах Пушкина // Рус. язык. 2000. № 21 (237). С. 5–11. Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М.: Худож. лит., 1990. Т. 2: Проза. 464 с. Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический Проект, 2002. 352 с. Мережковский Д. С. Некрасов и Тютчев: две тайны русской поэзии. СПб., 1915. 123 с. Пушкин А. Соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1985. Т. 1: Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила: Поэма. 735 с.; Т. 2: Поэмы. Евгений Онегин. Драматические произведения. 527 с. Самойлов Д. С. Избранные произведения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1990. Сандомирская В. Б. Переводы и переложения Пушкина из А. Шенье // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л.: Наука, 1978. Т. 8. С. 90–106. URL: http://feb-web.ru/feb/ pushkin/serial/is8/is8-090-.htm (дата обращения 04.10.2017). Соловьев В. С. «Неподвижно лишь солнце любви…»: Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М.: Моск. рабочий, 1990. 445 с. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с. Сологуб Ф. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1975. 679 с. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 199–215. Хлебников В. Творения. М.: Сов. писатель, 1986. 736 с. Ходасевич В. О Есенине (из цикла «Книги и люди») // Возрождение. Париж, 1932. 17 марта. Ходасевич В. Бесславная слава // Анна Ахматова. Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 188–189. Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1990. 800 с. Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М.: Новое литературное обозрение, 1998. 688 с. Nietzsche F. Also sprach Zarathustra: Ein Buch für Alle und Keinen. Leipzig: Hofenberg, 1892. 276 S. Rutherford I. Pindar’s Paeans: A Reading of the Fragments with a Survey of the Genre. Oxford: Oxford University Press, 2001. 546 p. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |