Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Пьеро и Арлекин в творчестве Райнера Марии Рильке

Авторы: А. Е. Москалева

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Выпуск 1, 2018Страницы 230-242
УДК: 82(091)DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-230-242

Аннотация: Рассматривается один из эпизодов творчества Р. М. Рильке, отразившийся в его письмах и процессе создания двух поэтических циклов «Дуинские элегии» и «Сонеты к Орфею», а именно влияние опыта восприятия и истолкования картин П. Пикассо и П. Сезанна. Сама формулировка темы в данном случае намекает на парадоксальную ситуацию, произошедшую с Рильке. В 1915 году великий поэт увидел у мюнхенского торговца произведениями искусства картину Пикассо «Смерть Арлекина», но, описывая в одном из писем свои впечатления от нее, перепутал Арлекина и Пьеро. Это странная подмена двух театральных фигур в сознании поэта могла возникнуть и по простой причине: на картине Пикассо умирающего Арлекина можно опознать только по оставшимся 4 ромбам на костюме. Но через сопоставление картин Пикассо, Сезанна и метафорической и композиционной структуры «Дуинских элегий» и «Сонетов к Орфею» в статье рассмотрен вариант концептуальной подмены, в которой выразилась личная мифология Рильке, строящаяся вокруг фигуры вечного Сверхпоэта Орфея, которого поэт увидел в теле умирающего Арлекина.

Ключевые слова: Рильке, Арлекин, Пьеро, Пикассо, Сезанн, Орфей, поэтическая автореференция, поэзия ХХ века, модернизм, метафора

Список литературы:

Батракова С. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо. М.: Наука, 1996. 172 с.

Бачелис Т. Гамлет и Арлекин. М.: Аграф, 2007. 576 с.

Ман П. де. Аллегории чтения: фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 368 с.

Микушевич В. Великий Магистр отсутствий // Рильке Р.-М. Сады. М.: Время, 2003. C. 273–312.

Музыченко Е. Я. «Дуинские элегии» Р. М. Рильке в русских переводах (исторический, стилистико-сопоставительный и переводоведческий аспекты): Дис. … канд. филол. наук. Магадан, 2015. 241 с.

Райнер Мария Рильке. Борис Пастернак. Марина Цветаева. Письма 1926 года. М.: Книга, 1990. 256 с.

Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. M.: Искусство, 1971. 388 с.

Рильке Р.-М. Сады. М.: Время, 2003. 320 с.

Слободкина О. Примечания и комментарии к «Дуинским Элегиям» Рильке. URL: http://lit.lib.ru/s/slobodkina_o/commentariesdoc.shtml

Freedman R. Life of the Poet: Rainer Maria Rilke. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1996. 640 p.

Kippenberg K. Rainer Maria Rilke. Ein Beitrag. Leipzig: Insel Verlag, 1938. 355 S.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН