Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Способы театрализации повествования в романе постсимволизма

Авторы: Г. А. Жиличева

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2018Страницы 243-258
УДК: 821.161.1DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-243-258

Аннотация: На материале романов 1920–1950-х гг. рассматриваются способы театрализации нарратива. Театрализация исследуется как на уровне сюжета (эпизоды посещения персонажами «зрелищ» разного рода, «актерское» поведение), так и на уровне повествования (использование рассказчиками тематических комплексов, связанных с метафорой мира-театра). Анализируется семантика и функционирование образов площадного театра, сопоставляются варианты театрализации в текстах, реализующих разные нарративные стратегии (Д. Фурманов «Чапаев», Вс. Иванов «У», Б. Пастернак «Доктор Живаго»). В результате исследования обнаруживается, что в соцреалистических романах описания агитационных спектаклей транслируют общую идеологическую установку повествования, в романах, актуализирующих стратегию провокации, театр воплощает карнавальное начало, в нарративах неотрадиционализма театральность указывает на возможность мистериального откровения.

Ключевые слова: театрализация повествования, балаган, комедия дель арте, роман, нарратив, постсимволизм

Список литературы:

Ахмади А. Традиции комедии дель арте в русской литературе (1750–1938). М.: Водолей, 2013. 152 с.

Булгаков М. Избранная проза. М.: Сов. Россия, 1983. 336 c.

Буренина-Петрова О. Д. Цирк в пространстве культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 432 с.

Вагинов К. Полное собрание сочинений в прозе / Сост., вступ. ст. и примеч. Т. Л. Никольской, В. И. Эрля. СПб.: Академический проект, 1999. 590 с.

Вислова А. В. «Серебряный век» как театр. Феномен театральности в культуре рубежа веков. М.: Изд-во Рос. ин-та культурологии, 2000. 212 с.

Давиденко О. С. Мифотворчество и театрально-игровые стратегии в литературной жизни Серебряного века как отражение исторического процесса трансформации русского общества конца XIX – начала XX в.: Дис. … канд. ист. наук. Томск, 2010.

Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. М., 1998. С. 323–347.

Долгова Н. В. Традиции театральной народно-смеховой культуры в романах В. В. Набокова «Камера обскура» и «Лолита» // Вестн. Рязан. гос. ун-та им. С. А. Есенина. 2013. № 4 (41). С. 92–100.

Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове. СПб.: Академический проект, 2004. 402 c.

Заварницына Н. М. Художественная специфика феномена театрализации в русской прозе 1920-х – начала 1930-х годов: Дис. … канд. филол. наук. Самара, 2013.

Иванов Вс. Вяч. Возвращение Будды. Чудесные похождения портного Фокина. У / Сост. и вступ. ст. Т. В. Ивановой. М.: Правда, 1991. С. 133– 477.

Корнева Н. Б. Театральность творчества В. В. Набокова и проблемы сценического воплощения его прозы: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2010. 30 с.

Литвинюк М. А. Балаганный трагикомизм в романах К. Вагинова «Козлиная песнь», «Бамбочада» и «Гарпагониана»: Дис. … канд. филол. наук. М., 1998.

Лихонина О. В. Театральность культуры тоталитарного государства (на примере советской культуры конца 1920 – 1930-х годов): Дис. … канд. культурологии. Екатеринбург, 2008.

Лощилов И. Е. Застежка Олехновича: Л. Добычин и русский космизм // Философия космизма и русская культура: Материалы междунар. науч. конф. «Космизм и русская литература». Белград, 2004. С. 229–235.

Набоков В. Отчаяние // Набоков В. Русский период. Собрание сочинений в пяти томах / Сост. Н. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпозиум, 2006. Т. 3. С. 397–527.

Олеша Ю. К. Зависть. М.: Вагриус, 1999. 415 с.

Пастернак Б. Доктор Живаго / Вступ. ст. Е. Б. Пастернака. М.: Книжная палата, 1989. 429 с.

Пастернак Б. Охранная грамота // Пастернак Б. Избранное: В 2 т. / Сост., подгот. текста и коммент. Е. В. Пастернак, Е. Б. Пастернака. М.: Худож. лит., 1985. Т. 2: Проза. Стихотворения. С. 136–224.

Полякова Е. А. Театральность в литературе // Новый филологический вестник. 2008. № 2 (7). С. 37–38.

Сендерович С. Я. Сок трех апельсинов. Набоков и петербургский театральный авангард // Сендерович С. Я. Фигура сокрытия. Избр. работы: В 2 т. М.: Языки славянских культур, 2012. Т. 2. С. 533–596.

Серебрякова Е. Г. Театрально-карнавальный компонент в прозе М. А. Булгакова 1920-х годов: Дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2002.

Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.: Наука, 1977. 204 с.

Смирнов И. П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое лит. обозрение, 1996. 208 с.

Смирнова Е. Образ театра в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вестн. КГУ им. Н. А. Некрасова. 2007. № 3. С. 158–161.

Тюпа В. И. Литература и ментальность. М.: Вест-консалтинг, 2009. 276 с.

Тюпа В. И. Нарративная стратегия романа // Новый филологический вестник. 2011. № 3 (18). С. 8–25.

Фрейденберг О. М. Мим // Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература РАН, 1998. С. 287–328.

Фурманов Д. Чапаев. Л.: Худож. лит., 1978. 288 с.

Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду / Пер. с нем. Б. М. Скуратова, Е. Ю. Смотрицкого. М.: Изд-во РГГУ, 2016. 450 с.

Хренов Н. А. Кино. Реабилитация архетипической реальности. М.: Аграф, 2006. 704 с.

Шевченко Е. С. Эстетика балагана в русской драматургии 1900-х – 1930-х годов. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2010. 484 с.

Шиндина О. В. Театрализация повествования в романе К. Вагинова «Козлиная песнь» // Театр. 1991. № 11. С. 161–171.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН