Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Стихотворная техника поэтов «Сибирских огней» в 1920-е годы: между традицией и авангардом

Авторы: Ю. В. Шатин

Институт филологии СО РАН, Новосибирск; Новосибирский государственный педагогический университет

Выпуск 2, 2018Страницы 89-100
УДК: 81-42DOI: 10.25205/2307-1737-2018-2-89-100

Аннотация: Исследуются особенности версификации в стихотворных текстах, опубликованных на страницах журнала «Сибирские огни» в 1922– 1929 гг. Подобное изучение стало возможным благодаря трудам выдающегося стиховеда М. Л. Гаспарова, описавшего основной корпус русской поэзии начиная с XVII и заканчивая серединой ХХ в. Вместе с тем полная картина развития основных параметров отечественного стихосложения: метрики, ритмики, рифмы и строфики – открыла перспективы рассмотрения указанных параметров в отдельно взятом регионе, журнале, литературной группировке и в творчестве конкретного писателя. Выбранная поэтическая подборка в данной статье далеко не случайна и определена спецификой «Сибирских огней». В отличие от изданий, тесно связанных с тем или иным литературным направлением, «Сибирские огни» в своей политике придерживались специфическтой позиции. Беспощадно борясь с эстетикой и поэтикой литературного авангарда в области публицистики и литературной критики, редакция охотно печатало поэтов, весьма различных по своим позициям и уровню мастерства. С одной стороны, большое место в журнале занимали поэтические произведения традиционных поэтов П. Драверта, П. Васильева, И. Уткина, с другой – публиковались тексты таких авангардистов, как Н. Асеев, последователь имажинизма Р. Ивнев, ученик Н. Гумилёва – Вивиан Итин. Другой водораздел проходил по линии мастерства: наряду с маститыми поэтами, широко представленными в столичных журналах, страницы «Сибирских огней» были открыты для стихотворцев рабочих окраин и сельской местности. Именно эти обстоятельства позволили обнаружить наряду с общей тенденцией российской поэзии некоторые значимые особенности. В области метрики поэзия «Сибирских огней», воспроизводя основные тенденции поэзии российской, тем не менее демонстрировала важные отличия. При общем падении интереса к трехсложным размерам авторы журнала сохраняли тенцецию к использованию амфибрахия, позиционируя его как размер, тесно связанный с традицией балладного жанра. Развитие тоники также отличалось от общероссийской тенденции. Эволюция дольника носила более медленный характер: более урегулированный и тяготеющий к логаэду в первой половине 1920-х гг. сменяется явно авангардным, довлеющим акцентному стиху во второй половине. В ритмике двусложных размеров также легко обнаружить различия. Если общероссийская поэзия в целом сознательно отказывалась от формы Я 4 с пиррихием на первой стопе и заменой облегченной вариации на второй, то на страницах «Сибирских огней» явно ощущается тенденция к сбалансированности обеих форм. В искусстве рифмы и строфики сибирская поэзия в главных чертах демонстрировала сходство: при общем падении доли точных рифм, неточные, как правило, оказывались приблизительными, на этом фоне экзотические рифмы представляли скорее исключение из правил. Как и общероссийская поэзия, сибирская литература отказывалась от сложных строф. За исключением нескольких сонетов, сложные строфы носят единичный характер и полностью ичезают со сттраниц журнал после 1925 г. Таким образом, можно утверждать, что поэтика стихотворных текстов «Сибирских огней», как и вся поэзия 1920-х гг., демонстрировала сложное сочетание авангардных приемов с традиционными кодами стиха, хотя новаторская тенденция не была представлена столь ярко, как в изданиях лефовцев или конструктивистов, сознательно противостоящих классическим приемам стиха.

Ключевые слова: стихосложение, традиция, авангард

Список литературы: Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, риф- ма, стофика. М., 1984.

Жирмунский В. М. Рифма, ее история и теория // Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.

Трутнев Н. О поэтическом языке // Сибирские огни. 1929. № 2.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН