Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Эволюция сюжетно-мотивного комплекса в художественном нарративе о читателе

Авторы: О. Н. Турышева

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2018Страницы 151-161
УДК: 82-31 + 82-32 + 82.091DOI: 10.25205/2307-1737-2018-2-151-161

Аннотация: Проблему статьи составляет вопрос о характере изображения читателя в литературе разных эпох. Предлагается метод его выявления – исследование тех трансформаций, которые переживает сюжет о чтении в историко-литературной перспективе. Дается определение сюжета чтения, выявляются его мотивные элементы. Предметом пристального анализа является эволюция мотива, завершающего сюжетную схему нарратива о читателе. Это мотив обретения. Отмечается, что в истории литературы этот мотив получает как положительную, так и негативную трактовку. В первом случае он находит свою реализацию в изображении того, как герой осуществляет надежды, сложившиеся на почве его взаимодействия с книгой. Во втором – в изображении поражения читателя. Причем и позитивные обретения, и фиаско читателя имеют в литературе разных эпох разное содержательное наполнение и разные изобразительные контуры. Делается вывод о том, что в словесности раннего Средневековья, которая впервые обратилась к теме читающего человека, доминирует тема благих результатов чтения. Впоследствии на первый план выходит мотив поражения читателя. При этом отмечается, что в литературе постмодернизма вызревает и другая тенденция в изображении читателя. Она возвращает нарратив к изначально заданному в европейской словесности вектору – вектору изображения позитивных результатов общения с книгой. Такая динамика мотива обретения объясняется историко-культурной спецификой понимания роли книги.

Ключевые слова: герой-читатель, сюжет чтения, мотив преображения читателя, мотив поражения читателя

Список литературы:

Изер В. Изменение функций литературы // Современная литературная теория: Антология. М.: Флинта-Наука, 2004. С. 42–43.

Пленцдорф У. Новые страдания юного В. / Пер. А. Карельского // Иностранная литература. 1973. № 12. С. 106–152.

Старобинский Ж. Критика и принцип авторитета: от Руссо до Жермены де Сталь // Старобинский Ж. Поэзия и знание: история литературы и культуры / Пер. с фр.; сост., отв. ред. и автор предисл. С. Н. Зенкин. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 1. С. 314–333.

Турышева О. Н. Книга – чтение – читатель как предмет литературы. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. 285 с.

Kristeva J. Au commencement était l'amour. Psychanalyse et foi. P., 1985.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН