Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Притча как инструмент культурного трансфера в литературе русского авангарда: «Студент Иисус» Ры Никоновой

Авторы: И. С. Полторацкий

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН

Выпуск 2, 2018Страницы 337-347
УДК: 821.161.1 (русская литература)DOI: 10.25205/2307-1737-2018-2-337-347

Аннотация: Рассматривается метажанровая категория притчи в контексте литературы модернизма и авангарда. Стилистические и семантические свойства притчи, такие как лаконизм, метафоричность и дидактизм, в разные периоды развития литературы сохраняют сюжетообразующий потенциал и формируют новые художественные стратегии. Притча выполняет функции культурного трансфера, аккумулируя опыт существования культуры и выстраивая параболическую связь между различными парадигмами мышления. Переосмысление писателями ХХ в. жанровых канонов притчи объясняется процессом ремифологизации художественного сознания, столкнувшегося с необходимостью перезагрузки базовых этических и метафизических вопросов после потерпевшего крах позитивистского отношения к действительности. Притча, лишенная этической основы, замыкается на себе, на своей языковой и литературоцентричной природе, открывая бесконечное пространство для модернистских и постмодернистских интерпретаций. В качестве примера в статье анализируется долгое время существовавшая в самиздате повесть авангардной писательницы Ры Никоновой «Студент Иисус» (1969), основанная на смешении автобиографического и библейского нарратива. В повесть включено множество вставных эпизодов, представляющих собой жанровые модификаций притчи, соотносящиеся с различными значимыми культурными явлениями. Предвосхищая наступление постмодернистской парадигмы мышления, Анна Таршис создает метажанровую притчу, в которой культурный трансфер становится определяющим эстетическим и этическим началом. Повесть «Студент Иисус» является примером культурной рецепции, сложившейся вопреки существующим идеологическим шаблонам. Анна Таршис, совмещая принципы построения протонарративной и модернистской притчи, находит продуктивный способ существования библейского текста в литературе авангарда.

Ключевые слова: культурный трансфер, притча, авангард, трансфуризм, Ры Никонова, литература второй половины ХХ века

Список литературы:

Бологова М. А. Жанр притчи: современные интерпретации, новые традиции и формы // Сюжетология и сюжетография. 2013. № 2. С. 153–160.

Беньямин В. Франц Кафка. М., 2013.

Исаев С. Г. Неклассические аспекты интермедиальной поэтики // Вестн. НовГУ. 2015, № 87, ч. 1. С. 65–68.

Кафка Ф. Полн. собр. соч. в одном томе. М., 2008.

Кукуй И. С. «Сохранить нить поэтического авангарда»: журнал теории и практики «Транспонанс». Toronto Public Library, 2015. URL: https:// samizdatcollections.library.utoronto.ca/content/предисловие (дата обращения 15.08.2018).

Кукуй И. С. Способ войти в транс: антология трансфуризма // Новое литературное обозрение. 2017. № 5.

Кукулин И. В. Про мое прошлое и настоящее // Знамя. 2002. № 10.

Липовецкий М. Н. Аллегория письма: «Случаи» Д. И. Хармса (1933–1939) // Новое литературное обозрение. 2003. № 63.

Никонова Ры. Процесс над шотландцем. Меотида, 1989. URL: http:// hylaea.ru/uploads/files/page_4792_1380659750.pdf (дата обращения 15.08.2018).

Никонова Ры. Слушайте ушами. М., 2011а.

Никонова Ры. Студент Иисус. М., 2001б.

Притча в русской словесности: от Средневековья к современности: Коллективная монография. Новосибирск, 2014.

Степанов А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова. Тверь, 2000.

Тамарченко Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. Тверь, 2001.

Тернова Т. А. Жанр как парадокс: модели маргинального жанрообразования в русском имажинизме // Вестн. ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, № 1. С. 103–110.

Трансфуристы. Избранные тексты Ры Никоновой, Сергея Сигея, А. Ника, Б. Констриктора. М. 2016.

Тырышкина Е. В. Ры Никонова «Степь да степь да стук»: опыт анализа // Балтийский филологический курьер. 2004. № 4. С. 112–124.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН