Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Рассказ Вл. Эрля и Дм. Макринова «Про то, как Коля Николаев в каше сидел. Рассказ пионера Саши Миронова» (1966): семиотика каши в «детском» рассказе Авторы: Н. А. Непомнящих ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН
Аннотация: В статье «Рассказ Вл. Эрля и Дм. Макринова «Про то, как Коля Николаев в каше сидел. Рассказ пионера Саши Миронова» рассмотрено, каким образом, используя «общие места» и привычные для детских рассказов мотивы тошнотворной каши и милиционера, наводящего порядок, авторы создают текст, который может быть прочитан и как достовер ный «случай» из пионерской жизни, и как пародия на подобные детские рассказы, и как хеленуктическая игра – неотъемлемое свойство не только поэтики авторов-Хеленуктов, но и самой их повседневной жизни. Сюжет строится вокруг случая в пионерском лагере: на завтрак ребятам дают совершенно несъедобную кашу, которую потом в больших количествах выкидывают за забор, что обнаруживается милиционером, и он велит ее зарыть. Написанный в 1966 г. по разряду «детских» с целью публикации в печати, рассказ, с одной стороны, использует привычные для этого жанра шаблоны, а с другой – строится по законам «хеленуктической поэтики»: алогизм при видимом соблюдении сюжета, номинативная, словесная и речевая игра, пародирование известных литературных клише и фигур. В рассказе использованы имена самих членов хеленуктического объединения или их близких друзей и знакомых, имена литературных персонажей, никак семантически не связанных с сюжетом, а также имена известных поэтов, присвоенные пародийным фигурам. Повествование строится как монолог одного из подростков, в подобной стилистике «наивного детского монолога» писались популярные рассказы Н. Носова, Л. Пантелеева, В. Драгунского, но в итоге финальное событие рассказа не приводит к ходульному моралите, а завершает сцепление абсурдных происшествий «катастрофически», разрушая созданную псевдологическую событийную цепочку, как это обычно бывает в сказках с кумулятивным сюжетом или у Хармса. На тот момент тексты Хармса еще не были доступны авторам рассказа, однако риторические стратегии хармсовских «Случаев», а также отдельные мотивы его прозаических миниатюр отчасти совпали с теми, что использованы в рассказе. Хеленукты создают высказывание о современной им реальности, о литературе для детей на основе иной логики, несвойственной детской литературе современной им эпохи, ломая сложившиеся шаблоны, доводя их до абсурда. Получается инверсия шаблонной, уже накатанной в детских рассказах сюжетной схемы с участием милиционера или с наличием каши: вместо поучительного примера и моралите – литературная игра, пародия на идеальный мир детских рассказов с идеальными милиционерами и раскаивающимися нашалившими детьми. В дружеском кругу авторов рассказа и их друзей, упомянутых в рассказе, розыгрыши и подшучивание друг над другом были в порядке вещей и составляли неотъемлемую часть общения. Рассказ – лишь еще одна возможность подшутить над его героями, выдумав всё от начала и до конца. Ключевые слова: Владимир Эрль, Александр Миронов, хеленуктизм, детские рассказы о каше и милиционере, русская литература 1960–1970 гг. Список литературы: Абгарян Н. Манюня пишет фантастичЫскЫй роман // Абгарян Н. Всё о Манюне. СПб., 2012. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995. Миронов А. Без огня. М., 2009. Николаев Н. И. Воспоминания о поэзии Александра Миронова // НЛО. 2010. № 101. Сахно А. В. Образ милиции в российской культуре: конструкция и деконструкция типов восприятия: Дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2005. Эрль В. С кем вы, мастера той культуры? Книга эстетических фрагментов. СПб.: Jolukka, 2011. Эрль В. Собрание стихотворений, тяготеющее к полноте. СПб.: Jolukka, 2015. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |