Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Концепты ВРАНЬЕ и ПРАВДА ЖИЗНИ как трансферные смысловые элементы поэтики Дмитрия Горчева

Авторы: И. В. Силантьев

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН, НОВОСИБИРСК; ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН, МОСКВА

Выпуск 2, 2018Страницы 387-394
УДК: 80/81DOI: 10.25205/2307-1737-2018-2-387-394

Аннотация: Статья посвящена анализу концептов ВРАНЬЕ и ПРАВДА ЖИЗНИ как трансферных смысловых элементов в творчестве Горчева. Русская литература в изломах своего существования вынашивала сущностный конфликт «вранья» и «правды жизни», который в различных формах, идеях и образах проявлялся в риторическом дискурсе учительных слов и агиографии Древней Руси и литературе российского Просвещения, в русском романе XIX в. и авангарде XX в., в первую очередь в литературной практике обэриутов. У Горчева концепты ВРАНЬЕ и ПРАВДА ЖИЗНИ вступают в сложное и продуктивное отношение, становясь полюсами «смыслопроводности» в его произведениях. Повествование в них развивается между этими двумя концептуальными точками, порождая в своем движении художественные смыслы, проникнутые ни с чем не сравнимой горчевской иронией и скрывающимся за ней ужасом конечного и окончательного человеческого существования. Сюрреалистические образы в поэтике Горчева выступают точками взаимодействия концептов ВРАНЬЕ и ПРАВДА ЖИЗНИ. Из сюрреальности нет возврата в обыденную реальность, а есть только путь в небытие. Поэтому и весь сюрреалистический мир Горчева крайне неустойчивый, он балансирует на грани бытия и небытия. Это неутешительное положение, но герои Горчева, да и сам автор, никогда не были поверхностными оптимистами. Оптимизм их в другом – в иронии, переходящей в сарказм и помогающей преодолеть заполняющее этот мир «вранье» окончательным смыслом – смыслом независимого от счастья личного существования, понятого как личностная экзистенция.

Ключевые слова: Дмитрий Горчев, художественный концепт, поэтика сюрреализма

Список литературы:

Быков Д. Дмитрий Горчев. Сволочи. Рассказы. СПб.: Амфора, 2002. 250 с. (Из книг Макса Фрая) // Новый мир. 2003. № 5.

Гедройц С. Дмитрий Горчев. Сволочи: Рассказы / Послесл. А. Житинского. СПб.: Амфора, 2002 // Звезда. 2003. № 12.

Гедройц С. Дмитрий Горчев. Жизнь в кастрюле: Рассказы. СПб.: Геликон Плюс, 2006; 2007 // Звезда. 2007. № 1.

Горнова Н. Добрейший мизантроп // Литературная газета. 2003. № 13.

Григорьева Т. Дмитрий Горчев. Деление на ноль. 28.03.2011. URL: http://os.colta.ru/literature/events/details/21399 (дата обращения 25.06.2018).

Корнейчук Ю. Волшебные страхи (Дмитрий Горчев. Жизнь без Карло; Деление на ноль) // Октябрь. 2011. № 9.

Костырко С. Дмитрий Горчев. Милицейское танго. СПб.: Амфора, 2007 // Новый мир. 2008. № 1.

Мароши В. В. О семантике личного имени Юрия Живаго // Новый филологический вестник. 2013. № 4. С. 35–45.

Силантьев И. В. Дмитрий Горчев и советская тема в его блоге // Ностальгия по советскому. Томск, 2011. С. 449–460.

Силантьев И. В. Принцип незавершенности в творчестве Дмитрия Горчева // Сибирский филологический журнал. 2017. № 4. С. 125–134.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН