Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: От биосферы до ноосферы: теория и практика Авторы: Т. С. Симян ЕРЕВАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: В статье критически анализируются понятия биосфера, техносфера, гомосфера, ноосфера, концептосфера, семиосфера. Эти понятия-«инструменты» предлагаются как метаязык для описания культурных, социальных процессов, а также для описания политических систем. При анализе подобных проблем становится важным и острым обсуждение роли интеллектуала, «интеллектуала-хозяина», который ставит диагнозы больному обществу, авторитарным и тоталитарным режимам. Кроме того, на примере произведений детской литературы, опубликованных в советских и постсоветских учебниках, прослеживается степень рефлексированности экологического сознания, гомосферы. Наличие или отсутствие мотива вырубки / невырубки новогодних елок становится индикатором экологического сознания, ответственности его передачи следующему поколению и в советскую, и в постсоветскую эпоху. Описание данного мотива становится также зеркальным отображением ценностной составляющей политического «верха» (Главлита) и интеллектуалов (авторы, составители и т. д.) в советскую эпоху. Анализ эмпирического материала показал, что мотив вырубки новогодней елки в основном «заглушается» в учебниках советской и постсоветской эпохи. Ключевые слова: биосфера, техносфера, концептосфера, семиосфера, гомосфера, ноосфера, интеллигенция, экологическое сознание, экологическая ответственность, школьные учебники, вырубка деревьев, новогодние тексты Список литературы: Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. С. 364–371. Багдасарян Н. Б., Байбуртян Н. А., Геодакян И. М. Русский язык: Учебник для III класса одиннадцатилетней армянской школы. 2-е изд. Ереван: Луйс, 1990. 268 с. Блейк В. Из аннотации к «Рассуждениям» сэра Д. Рейнолдса // Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под ред. А. С. Дмитриева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 259–260. Бурдьё П. Поле интеллектуальной деятельности как особый мир (Интервью с Карлом-Отто Мау. «Norddeutsсhen Rundfunk», Гамбург, декабрь 1985 г.) // Бурдьё П. Начала. Choses dites. М.: Socio-Logos, 1994. 288 с. Буш М. Дед Мороз у малышей (Сценарий новогоднего праздника) // Ёлка: художественный материал для детей дошкольного возраста. М.: Наркомпрос, 1940. 96 с. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. Т. 18, вып. 2. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М.: Владос, 2003. 512 с. Гюржинян Д., Хекекян Н. Родной язык – 3: Учебник для общеобразовательных школ. 2-е изд., перераб. Ереван: Эдит-Принт, 2011. 160 с. Есаджанян Б. М., Байбуртян Н. А. Русский язык: для IV класса одиннадцатилетней армянской школы. 5-е изд., доп. и перераб. Ереван: Луйс, 1991. 335 с. Есаджанян Б. М., Ханзратян В. М. Солнышко: Учебник для учащихся 3-го класса общеобразовательных школ. Ереван: Эдит Принт, 2008. 160 с. Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2006а. 160 с. Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В 2 ч. 4-е изд., перераб. М.: Вентана- Граф, 2006б. Ч. 1. 160 с. Запесоцкий А. С. Д. С. Лихачев – великий русский культуролог. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006а. Запесоцкий А. С. Адвокат российской культуры // Журнал российского права. 2006б. № 12. С. 137–141. Иванов Вяч. Вс. Эволюция ноосферы и художественное творчество // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991. С. 3–19. Карапетян Т. К. Букварь для армянских школ. 11-е изд. Ереван: Армучпедгиз, 1960. 112 с. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии / Сост. и послесл. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1988. С. 3–30. Кауппи Н. Социолог как моралист: «практика теории» у Пьера Бурдье и французская интеллектуальная традиция // НЛО. 2000. № 45. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. 7-е изд. М.: Просвещение, 2010. Ч. 1. 224 с.Книга для чтения: Учебник для 1 класса / Сост. В. Г. Горецкий и др. М.: Просвещение, 1984. 287 с. Кононов А. Т. Елка в Сокольниках // Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособие для дошкольных педагогических училищ / Сост. М. К. Боголюбская, А. Л. Табенкина. М.: Учпедгиз, 1962. 519 с. Кюркчян А., Тер-Григорян Л. Букварь: Учебник для первого класса. Ереван: Луйс, 1996. 109 с. (на армян. яз.) Кюркчян А., Тер-Григорян Л. Букварь: Учебник для первого класса. Ереван: Луйс, 1998. 112 с. (на армян. яз.) Кюркчян А., Тер-Григорян Л. Букварь. Ереван: Эдит-Принт, 2010б. 128 с. (на армян. яз.) Кюркчян А., Тер-Григорян Л. Родной язык: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы. Ереван: Эдит-Принт, 2010а. 160 с. (на армян. яз.) Ленк Х. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники // Философия техники в ФРГ / Сост. и предисл. Ц. Р. Арзаканяна, В. Г. Горохова. М.: Прогресс, 1989. С. 372–392. Лихачев Д. С. Экология культуры // Памятники отечества. 1980. № 2. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52, № 1. Лихачев Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. СПб.: АРС, 2006. Т. 3. 509 с. Лотман Ю. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. 704 с. Макарян А., Симян Т. «Отчет для академии» Франца Кафки (опыт анализа) // Армянский язык и литература. 2009. № 3–4. С. 26–43. (на армян. яз.) Манн Т. Волшебная гора / Пер. В. Станкевич. М.: ГИХЛ, 1959. Т. 3. 500 с. Маринетти Ф. Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г Андреева. М.: Прогресс, 1986. С. 158–162.Михайлова Л. Снежный дом (Сценарий новогоднего праздника) // Ёлка: художественный материал для детей дошкольного возраста. М: Наркомпрос, 1940. 96 с. Ноосфера и человек. Труды семинара “Человек за ноосферу» (1984– 1988 гг.). М.: ИНТО, 1991. 364 с. Путило Н. В. Важный документ для регулирования отношений в области культуры // Журнал российского права. 2006. № 12. С. 147–148. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра. Культура, 2003. Симян Т. С. Религиозность нацизма и эстетизация нацистской политики (семиотический аспект) // Критика и семиотика. 2012. № 16. С. 95–105. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2004. Хайнце К. От систематизации знаний к педагогизации. Дискурсно-аналитические подходы и инновационно-теоретические перспективы // «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры / Под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Макаровой. М.: Канон+, 2014. С. 447–463. Хунинг А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. С. 404–419. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |