Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Средь строя странных персонажей: прием как предмет художественного видения

Авторы: И. В. Кузнецов

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Выпуск 1, 2019Страницы 220-230
УДК: 82.161.1DOI: 10.25205/2307-1737-2019-1-220-230

Аннотация: В статье констатируется наличие разных образных рядов и создаваемых ими сюжетных линий в стихотворной повести А. С. Пушкина «Домик в Коломне» (1830). Сюжетная линия, актантами которой являются женские и мужские слоги, заканчивается иносказательным выводом о неуместности классической итальянской октавы в русском стихе. Стихотворение Пушкина «Осень» (1833) содержит аллюзию на этот метапоэтический сюжет «Домика в Коломне». Пушкинский прием персонификации композиционных элементов стиха нашел продолжение в поэзии русского модерна, с регулярностью у В. Ф. Ходасевича. Смысловым эффектом этого приема является переживание изменившейся действительности. Сам же этот прием выступает «алхимической» составляющей поэзии, поскольку нацелен на управление ее элементами. У Пушкина он закладывает основу для будущей модернистской концепции слова как предмета, или «самовитого» слова. Во второй половине ХХ в. совмещение двух рядов предметности становится рабочим приемом русской поэзии: оно встречается у И. Бродского, И. Жданова, С. Гандлевского, С. Самойленко.

Ключевые слова: «Домик в Коломне» А. С. Пушкина, русская октава, персонификация элементов композиции, слово как предмет, алхимия поэзии

Список литературы:

Григорьев В. П. Будетлянин. М., 2000.

Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М. В. Избранные произведения: В 2 т. М., 1986. Т. 2: История. Филология. Поэзия. С. 146–153.

Хьюз Р. Ходасевич: ода русскому четырехстопному ямбу // Блоковский сборник XIII. Русская культура ХХ в.: метрополия и диаспора. Тарту, 1996. С. 170–184.

Чумаков Ю. Н. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999.

Шатин Ю. В. Русская литература в зеркале семиотики. М., 2015.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН