Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Портрет в авангарде: между именем и мифом Авторы: Н. В. Злыднева ИНСТИТУТ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ РАН
Аннотация: Рассматривается жанр портрета в живописи, преимущественно авангарда 1910-х гг., среди других жанров изобразительного искусства отмеченный как наиболее семиотический. Знаковая природа портрета базируется на его генезисе и восходит к погребальной маске, замещению изображением живого (в архаические эпохи имеющего сакральный статус) человека; отсюда – особая степень свободы означающего от означаемого, что нашло отражение в многочисленных литературных сюжетах. Семиотика портрета определяется и активным вербальным компонентом в качестве неотъемлемой части его «текста», именем собственным, начиная с эпохи Ренессанса, вторящего изображению конкретного человека. Возникнув как знак-индекс портретируемого, портрет на протяжении истории европейского искусства все более утрачивал свою значимость документа, вытесняя ее символическим значением. Проблема сходства в портрете уступает по значимости проблеме личности. В статье показано соотношение членов триады личина (маска) – лицо – лик в портрете, где лик рассматривается как функциональный визуальный эквивалент вербальному имени, его тождественности мифу. Наиболее ярко проблема имени и мифа проявилась в портрете эпохи исторического авангарда, особенно в беспредметном (авто)портрете. В статье приводится типология девиантных изображений в истории европейского портрета и специфика девиаций в портрете эпохи авангарда. Наряду с общими вопросами распознавания изображения в беспредметной и условно-фигуративной живописи ставится вопрос о соотношении имени собственного и изображения с мифологическим уровнем изобразительного текста. В беспредметном (авто)портрете русского авангарда проявляется след архаической мифопоэтической эпохи, эксплицирующей лицо как пространство мифа. Нулевая коммуникация безлицых фигур позднего Малевича – демонстрация доминанты лика как мифа в условиях позднего авангарда. Делается вывод: ориентированный на лик как внутреннюю форму изображения, сближающего имя и миф, беспредметный портрет эпохи исторического авангарда максимально приближен к глубинной смысловой основе жанра и его семиотической природе. Ключевые слова: портрет, живопись, визуальная семиотика, миф, имя, русский авангард, девиация, лицо, внутренняя форма Список литературы: Злыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., 2008. Злыднева Н. В. Визуальный нарратив. Опыт мифопоэтического прочтения. М., 2013. Иванов Вяч. Вс. Маска как элемент культуры // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 2007. Т. 4: Семиотика культуры, искусства, науки. С. 333–344. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. (Серия «Мир искусств») URL: http://philologos.narod.ru/lotman/portrait.htm (дата обращения 19.01.2019)Малевич К. Поэзия. М., 2000. Подорога В. Феноменология тела. М., 1992. Искусство портрета. Коллективный труд. М.: ГАХН, 1927. Священник Павел Флоренский. Малое собрание сочинений. М., 1993. Вып. 1: Имена. URL: http://philologos.narod.ru/florensky/imena-main.htm (дата обращения 21.01.2019)Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985. Тананаева Л. И. Сарматский портрет. М., 1979. Топоров В. Н. Имя // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1. Фещенко В. В., Коваль О. В. Сотворение знака. Очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. М., 2014. Meis M. Face off. Did the invention of photography kill the painted portrait? Of course not // The Smart Set. 2014. URL: https://thesmartset.com/article0728 1401 (дата обращения 26.01.2019) |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |