Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Вавилонская башня: от символа к языковым приемам («Горгород» Оксимирона)

Авторы: И. О. Дементьев

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА, КАЛИНИНГРАД

Выпуск 1, 2019Страницы 350-375
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2307-1737-2019-1-350-375

Аннотация: Представлен анализ концептуального альбома российского рэпера Оксимирона (псевдоним Мирона Фёдорова) «Горгород» (2015). Исследование опирается на выявление мультиязыкового анаграмматического кода в тексте. Ключевой образ в произведении – Вавилонская башня, изображенная на обложке альбома. Вавилонский миф о столпотворении играет роль претекста для «Горгорода»: автор использует различные языковые приемы, включая мультиязыковое кодирование, омонимию и омофонию, анаграммирование, другие виды языковой игры, для того чтобы произвести «вавилонский эффект» – показать языковое смешение после столпотворения. В статье выявлены важнейшие для концепции Оксимирона семантические комплексы – башня как сочетание вертикали и окружности; башня как голова (интеллекта и власти); смерть и счастье и др. Отдельно обсуждаются анаграммы к имени главного героя «Горгорода» Марка, интертекстуальные связи альбома с другими произведениями, включая Откровение Иоанна Богослова и сочинения Никколо Маккиавелли. Показано, что текст «Горгорода» отражает глубокую рефлексию поэта над вопросами природы языка и политики.

Ключевые слова: анаграмма, «Горгород», мультиязыковой код, Оксимирон, М. Я. Фёдоров, языковая игра

Список литературы:

Акройд П. Венеция. Прекрасный город. М.: Изд-во О. Морозовой, 2012.

Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Русские словари, 2000. С. 6–175.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Наука, 1972.

Дементьев И. О. Оксимирон и Пушкин: опыт интертекстуального анализа альбома «Горгород» // Literatūra: Rusistica Vilnensis. 2018. Vol. 60, no. 2. P. 107–121.

Дмитровская М. А. Коли муза Клио: история души человеческой и история народов в романе Николая Кононова «Фланер» // Новое литературное обозрение. 2014. No 4 (128). С. 266–284.

Дмитровская М. А. Икс, Игрок, Death («Амадеус» et al.: основания философско-художественной системы А. Скидана) // Критика и семиотика. 2016. No 2. С. 231–258.

Кублицкая О. В., Комарова М. В. Пределы перемещения: топос города в лирике В. Я. Брюсова и М. Я. Фёдорова // XXI Царскосельские чтения: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. Т. 1. С. 298–303.

Макиавелли Н. Речь, или Диалог о нашем языке / Пер. Г. Д. Муравьевой // Сочинения великих итальянцев XVI в. СПб.: Алетейя, 2002. С. 59–71.

Макиавелли Н. Золотой осел / Пер. Е. Кассировой // Макиавелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма. М.: НФ «Пушкинская библиотека»; АСТ, 2004. С. 636–677.

Словарь истории русских слов. М.: Изд-во Ин-та иностранных языков, 2009. Т. 1.

Соссюр Ф. Труды по языкознанию / Пер. под ред. А. А. Холодовича. М.: Прогресс, 1977.

Топоров В. Н. Древнегреческие μάκαρ, μακάριος и др. // Имя. Семантическая аура. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 43–51.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М.: Прогресс, 1986–1987.

Dale Th. E. A. Stolen property: St Mark’s first Venetian tomb and the politics of communal memory // Memory and the Medieval Tomb / Eds. E. Valdez del Alamo with C. Stamatis Pendergast. Aldershot: Ashgate, 2000. P. 205–225.

Delumeau J. Que rest-t-il du paradis? P.: Fayard, 2000.

Dorsey B. Spirituality, Sensuality, Literality. Blues, Jazz, and Rap as Music and Poetry. Wien: Braumüller, 2000.

Grazia S. Machiavelli in Hell. Princeton: Princeton University Press, 1989.

Jäckel D. Der Herrscher als Löwe. Ursprung und Gebrauch eines politischen Symbols im Früh- und Hochmittelalter. Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 2006.

Landon W. J. Politics, Patriotism and Language. Niccolò Machiavelli’s “Secular Patria” and the Creation of an Italian National Identity. N. Y.: Peter Lang, 2005.

Machiavelli N. Opere. Roma: Salerno Editrice, 2012. Sezione 1: Opere letterarie. Vol. 2: Scritti in poesia e in prosa.

Manguel А. The traveller, the tower, and the worm. The Reader as Metaphor. Philadelphia: University of Pennsilvania Press, 2013.

Neef S. A. J. Der babylonische Planet. Kultur, Übersetzung, Dekonstruktion unter den Bedingungen der Globalisierung. Heidelberg: Winter, 2013.

Parel A. Machiavelli Minore // The Political Calculus / Ed. by A. Parel. Toronto: University of Toronto Press, 1972. P. 179–208.

Price-Styles A. MC origins: rap and spoken word poetry // The Cambridge Companion to Hip-Hop / Ed. by J. A. Williams. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. Р. 11–21.

Schmidt E. A. Bukolik und Utopie. Zur Frage nach dem Utopischen in der antiken Hirtenpoesie // Utopieforschung / Hrsg. W. Vosskamp. Stuttgart: Suhrcamp, 1985. Bd. 2. S. 21–36.

Sobecki S. I. The Sea and Medieval English Literature. Cambridge: D.S. Brewer, 2008.

Spurr D. Venice: Impossible City // The Palgrave Handbook of literature and the city / Ed. by J. Tambling. L.: Palgrave Macmillan, 2016.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН