Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Этнография зоны по Параджанову

Авторы: А. Г. Микаелян

МУЗЕЙ СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА

Выпуск 2, 2019Страницы 100-113
УДК: 929: 75(47 + 57)Параджанов + 39DOI: 10.25205/2307-1737-2019-2-100-113

Аннотация: Рассматривается тюремный период творчества Сергея Параджанова – в 1973–1977 гг. он отбывал заключение на Украине в лагерях строгого режима. По созданным им в тюрьме графическим работам, коллажам и киносценариям можно представить повседневную жизнь в советской тюрьме 1970–1980 гг., более того, можно составить представление об этнографии советского лагеря. В своих фильмах Параджанов часто использует этнографические реалии и атрибутику. Некоторые его фильмы даже считаются разновидностью этнографического кино. Однако есть мнение, что режиссер, помимо отражения этнографических реалий, не в меньшей мере создавал псевдоэтнографические. В этом плане его творчество тюремного периода представляет собой нечто отличное от обычных параджановских фантазий. В отличие от авторов, исследовавших этнографию тюрьмы, даже тех, кто опирался на собственный опыт (например, Л. Самойлов), Параджанов значительную часть своих произведений тюремного содержания создавал именно в лагере, подобно этнографу в поле, хотя имеются также работы, которые он создавал или дополнял уже после тюрьмы, опять же подобно этнографу, опирающемуся на свои полевые заметки. Иначе говоря, его творчество тюремного периода гораздо ближе к жанру этнографии, чем его “этнографические” фильмы.

Ключевые слова: советская тюрьма, тюремное искусство, этнография тюрьмы, тюремная повседневность, коллаж, музейная экспозиция

Список литературы:

Абрамян Л. Визит в музей кинорежиссера, обернувшийся праздником // Museum / Tangaran: gitatesakan ev metodakan handеs. Ереван, 2011. С. 9–29.

Ефимова Е. Современная тюрьма. Быт, традиции и фольклор. М.: ОГИ, 2004. 398 c.

Калейдоскоп Параджанова. Рисунок, коллаж, ассамбляж / Сост. З. Саркисян, коммент. З. Саркисян, Л. Абрамян; Музей Сергея Параджанова. Ереван, 2008. 155 с.

Катанян В. Параджанов. Цена вечного праздника. М.: Четыре искусства, 1994. 72 с., 84 илл.

Параджанов С. Лебединое озеро. Зона // Параджанов С. Исповедь / Сост. К. Церетели. СПб.: Азбука, 2001. С. 341–364.

Самойлов Л. Этнография лагеря // Советская этнография. 1990. № 1. С. 96–108.

Сергей Параджанов: Письма из зоны / Автор проекта и гл. ред. Г. Закоян. Ереван: Фильмадаран, 2000. 347 с.

Сергей Параджанов. Изоляция / Сост. З. Саргсян; Музей Сергея Параджанова. Ереван, 2018. 420 с.

Татуировки заключенных. Из личного собрания Д. С. Балдаева. СПб.: Лимбус пресс, 2001. 166 c.

Abrahamian L. Toward a Poetics of Parajanov’s Cinema // Armenian Review. 2001–2002. Vol. 47, no. 3–4; vol. 48, no. 1–2.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН