Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Бистабильные тексты: о когнитивных механизмах поддержания неразрешимой многозначности Авторы: Д. Н. Ахапкин САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Вводится понятие бистабильного текста – по аналогии с понятием бистабильных изображений в когнитивной психологии. Бистабильные тексты – это тексты, которые могут одновременно прочитываться в двух или нескольких не пересекающихся смысловых планах. Для таких текстов характерна не многозначность, а четкая разделенность двух независимо существующих интерпретаций, каждая из которых равноправна и независима, когда актуализирована в сознании. Для бистабильных текстов, как и для бистабильных изображений, характерны эксклюзивность, неизбежность и случайность. В качестве примера бистабильного текста в статье анализируется стихотворение Владимира Строчкова «Последнее дело». Ключевые слова: когнитивная поэтика, бистабильность, бистабильный текст, многозначность Список литературы: Борхес Х.-Л. Соч. В 3 т. Рига: Полярис, 1994. Т. 1: Эссе. Новеллы. 559 с. Бродский И. Стихотворения и поэмы. СПб.: Лениздат, 2017. Т. 1. 736 с. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Языки русской культуры, 1997. 576 с. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М.: Гнозис, 1994. С. 75–319. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: поиск метода. М.: Академический проект, 2004. 368 с. Зализняк А. А. Многозначность в языке и способы ее представления. М.: Языки славянских культур, 2006. 672 с. Канеман Д. Внимание и усилие. М.: Смысл, 2006. 287 с. Падучева Е. В. Тема языковой коммуникации в сказках Льюиса Кэролла // Семиотика и информатика. М., 1982. Вып. 18. С. 76–119. Строчков В. Глаголы несовершенного времени: Избранные стихотворения 1981–1992. М.: Диас, 1994. 416 с. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. Л.: Academia, 1924. 140 с. Тынянов Ю. Литературный факт // Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. Л.: Прибой, 1929. С. 5–29. Anderson R. C., Reynolds R. E., Schallert D. L., Goetz E. T. Frameworks for Comprehending Discourse // Am. Educ. Res. J. American Educational Research Association. 1977. Vol. 14, № 4. P. 367–381. Armstrong P. How Literature Plays with the Brain: The Neuroscience of Reading and Art. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2013. 221 p. Dehaene S. Reading in the Brain: The Science and Evolution of a Human Invention. New York: Viking, 2009. 388 p. Empson W. Seven Types of Ambiguity. London: Chatto and Windus, 1949. 258 p. Gavins J. Text World Theory: An Introduction. Edinburgh University Press, 2007. 194 p. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2011. 500 p. Leopold D. A., Logothetis N. K. Multistable phenomena: changing views in perception // Trends Cogn. Sci. Elsevier, 1999. Vol. 3, № 7. P. 254–264. McLoughlin N. The Marvellous As We Know It: A Text World Analysis of Seamus Heaney’s Squarings: Lightenings VIII // New Writ. Taylor & Francis. 2014. Vol. 11, № 2. P. 228–239. Sterzer P., Kleinschmidt A., Rees G. The neural bases of multistable perception // Trends Cogn. Sci. Elsevier. 2009. Vol. 13, № 7. P. 310–318. Su S. P. Lexical Ambiguity in Poetry. London; New York: Longman, 1994. 188 p. Zeki S. Inner Vision: An Exploration of Art. Oxford University Press, 2000. 240 p. Zeki S. The Neurology of Ambiguity // The Artful Mind : Cognitive Science and the Riddle of Human Creativity / Ed. M.Turner. Oxford; New York: Oxford University Press, 2006. P. 243–270. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |