Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Поэтика художественной прозы: в поисках скрытых смыслов Авторы: Е. Г. Беляевская МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Рассматривается возможность применения фреймовых семантик к исследованию поэтики художественной прозы для выявления тех смыслов и особенностей текста, которые не удается обнаружить посредством обычных процедур анализа дискурса. Опираясь на положение Р. Якобсона о том, что поэтика прозаического текста определяется двуединством звучания и значения, анализируются два типа репрезентации звука в прозаическом произведении. Во-первых, указание на звук содержится во фреймах, лежащих в основе конструирования фикциональной реальности, и одно упоминание звука способно во многом восстановить исходный фрейм. Во-вторых, изучение звуковых эффектов, формируемых в английском языке чередованием односложных слов с долгими и краткими гласными или последовательностью слов, расположенных по возрастанию (или по убыванию) слогового состава в русском языке, позволяет сделать определенные выводы об авторской интонации и авторской манере изложения как о метадискурсивной составляющей художественной прозы, раскрывающей способы подачи информации в процессе текстоформирования. Ключевые слова: художественная проза, поэтическая функция, фреймы, звуковые фреймы, сопоставительное изучение языков Список литературы: Беляевская Е. Г. К определению понятия «метадискурс» // Когнитивные иссле- дования языка. 2016. № 24. С. 137–149. Булгаков М. Мастер и Маргарита // Михаил Булгаков. Романы. Л.: Худож. лит., 1978. С. 423–812. Иванов Вяч. Вс. Лингвистический путь Романа Якобсона // Роман Якобсон. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С. 5–29. Якобсон Р. Звук и значение // Роман Якобсон. Избранные работы. М.: Про- гресс, 1985а. С. 30–91. Якобсон Р. Ретроспективный обзор работ по теории стиха // Роман Якобсон. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985б. С. 239–267. Bradbury R. Dandelion Wine. L.: Panther, 1977. 192 p. Carter R. Style and Interpretation in Hemingway’s ‘Cat in the Rain’ // Language and Literature: An Introductory Reader in Stylistics / Ed. by R. Carter. L.: George Allen & Unwin, 1982. P. 64–80. Hailey A. The Moneychangers. New York: Pan Books, 1975. 476 p. Minsky M. A framework for representing knowledge // Frame conceptions and text understanding. B., 1980. P. 1–25. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |