Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Лирика и наррация как две версии когнитивного моделирования реальности

Авторы: Т. Б. Радбиль

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО

Выпуск 2, 2019Страницы 171-182
УДК: 882DOI: 10.25205/2307-1737-2019-2-171-182

Аннотация: В работе излагаются основы когнитивной интерпретации категории художественного применительно к ее текстовой реализации средствами есте ственного языка. Цель исследования – сформулировать теоретические принципы разграничения нарратива и лирики как двух версий когнитивного моделирования реальности. Теоретической базой исследования является разрабатываемая автором «философия художественного слова» и междисциплинарная общегуманитарная теория нарратива на основе коммуникативного и когнитивно ориентирован- ного подхода. Метод исследования – когнитивно-дискурсивный анализ текста. Показано, что словесный тип воплощения категории художественного отражает особый тип сознания, направленного на лингвокреативное и эвристическое моделирование инобытия, трансцендентного по отношению к реальности говорящего, к тому, что мы именуем «просто жизнь», которая предполагает два дополнительно распределенных способа существования – пребывание в событии и пребывание в переживании. В соответствии с этим возможны два пути словесного когнитивного моделирования эстетического типа: (1) когнитивная модель нарратива; (2) когнитивная модель лирики. Нарратив основан на модели объективирования, т. е. разворачивания во временной последовательности того, что происходит вне зоны субъекта, когда в фокусе находится так называемый «внешний мир»; лирика реализует модель регистрации реактивного нерефлектируемого интенциональнго переживания происходящего с самим субъектом, когда в фокусе находится внутренний мир субъекта. Последовательно разграничиваются нарратив1 и лирика1 как феномены обыденного существования человека и, соответственно, нарратив2 и лирика2 как превращение естественного в семиотическое, природы в культуру в результате эстетического преобразования. Обе версии когнитивного моделирования реальности обусловлены особенностями естественного языка. Эстетическое преобразование «просто жизни» в двух его версиях совершает естественный язык посредством универсального механизма концептуальной (когнитивной) метафоры изобразительного или выразительного вида. При этом лирика – это своего рода торжество модуса над диктумом, а наррация – наоборот, своего рода гипертрофия диктума над модусом. Делается вывод, что не существует никакого особого «художественного языка» – мы имеем дело с самым обычным языком, взятым в особых условиях его применения, в особом типе коммуникации и с особой интенциональностью, просто использованным в особой функции когнитивного моделирования вероятностных состояний мира и / или сознания.

Ключевые слова: когнитивное моделирование реальности, категория художественного, нарратив, лирика, модус «реальность» / модус «текст», лингвопоэтика

Список литературы:

Беккет С. Изгнанник: Пьесы и рассказы. М.: Известия, 1989. 222 с.

Бродский И. Нобелевская лекция // Сочинения Иосифа Бродского. СПб.: Пуш- кинский фонд, 2001. Т. 1. С. 5–16.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Пер. с англ; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал, 2004. 256 с.

Лем С. Путешествия Ийона Тихого. М.: АСТ, 2015. 352 с.

Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб.: Искус- ство-СПб, 1996. 846 c.

Невзглядова Е. В. Интонационная теория стиха. СПб.: Нестор-История, 2015. 157 с.

Радбиль Т. Б. Коммуникативные и когнитивные основы теории нарратива в современном гуманитарном знании // Коммуникативные исследования. 2017. № 1 (11). С. 23–35.

Радбиль Т. Б. Постулат о невозможности бессмысленного текста в свете лин- гвистики креатива // Тр. Ин-та русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2016. Вып. 7. С. 99–110.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН