Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Лирика и наррация как две версии когнитивного моделирования реальности Авторы: Т. Б. Радбиль НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО
Аннотация: В работе излагаются основы когнитивной интерпретации категории художественного применительно к ее текстовой реализации средствами есте ственного языка. Цель исследования – сформулировать теоретические принципы разграничения нарратива и лирики как двух версий когнитивного моделирования реальности. Теоретической базой исследования является разрабатываемая автором «философия художественного слова» и междисциплинарная общегуманитарная теория нарратива на основе коммуникативного и когнитивно ориентирован- ного подхода. Метод исследования – когнитивно-дискурсивный анализ текста. Показано, что словесный тип воплощения категории художественного отражает особый тип сознания, направленного на лингвокреативное и эвристическое моделирование инобытия, трансцендентного по отношению к реальности говорящего, к тому, что мы именуем «просто жизнь», которая предполагает два дополнительно распределенных способа существования – пребывание в событии и пребывание в переживании. В соответствии с этим возможны два пути словесного когнитивного моделирования эстетического типа: (1) когнитивная модель нарратива; (2) когнитивная модель лирики. Нарратив основан на модели объективирования, т. е. разворачивания во временной последовательности того, что происходит вне зоны субъекта, когда в фокусе находится так называемый «внешний мир»; лирика реализует модель регистрации реактивного нерефлектируемого интенциональнго переживания происходящего с самим субъектом, когда в фокусе находится внутренний мир субъекта. Последовательно разграничиваются нарратив1 и лирика1 как феномены обыденного существования человека и, соответственно, нарратив2 и лирика2 как превращение естественного в семиотическое, природы в культуру в результате эстетического преобразования. Обе версии когнитивного моделирования реальности обусловлены особенностями естественного языка. Эстетическое преобразование «просто жизни» в двух его версиях совершает естественный язык посредством универсального механизма концептуальной (когнитивной) метафоры изобразительного или выразительного вида. При этом лирика – это своего рода торжество модуса над диктумом, а наррация – наоборот, своего рода гипертрофия диктума над модусом. Делается вывод, что не существует никакого особого «художественного языка» – мы имеем дело с самым обычным языком, взятым в особых условиях его применения, в особом типе коммуникации и с особой интенциональностью, просто использованным в особой функции когнитивного моделирования вероятностных состояний мира и / или сознания. Ключевые слова: когнитивное моделирование реальности, категория художественного, нарратив, лирика, модус «реальность» / модус «текст», лингвопоэтика Список литературы: Беккет С. Изгнанник: Пьесы и рассказы. М.: Известия, 1989. 222 с. Бродский И. Нобелевская лекция // Сочинения Иосифа Бродского. СПб.: Пуш- кинский фонд, 2001. Т. 1. С. 5–16. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Пер. с англ; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал, 2004. 256 с. Лем С. Путешествия Ийона Тихого. М.: АСТ, 2015. 352 с. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб.: Искус- ство-СПб, 1996. 846 c. Невзглядова Е. В. Интонационная теория стиха. СПб.: Нестор-История, 2015. 157 с. Радбиль Т. Б. Коммуникативные и когнитивные основы теории нарратива в современном гуманитарном знании // Коммуникативные исследования. 2017. № 1 (11). С. 23–35. Радбиль Т. Б. Постулат о невозможности бессмысленного текста в свете лин- гвистики креатива // Тр. Ин-та русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2016. Вып. 7. С. 99–110. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |