Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Поэтика медиадискурса: лингвокогнитивные основы разграничения каламбура и игры слов (на материале англоязычной прессы)

Авторы: Е. С. Шмелёва

ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН; МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2019Страницы 272-282
УДК: 81’38DOI: 10.25205/2307-1737-2019-2-272-282

Аннотация: Каламбур, как и игра слов, представляются нам не просто средствами создания языковой и художественной выразительности, но одними из наиболее ярких инструментов формирования поэтики медиадискурса. Данная статья посвящена рассмотрению лингвокогнитивных особенностей формирования и отграничения этих смежных стилистических приемов. Ввиду широкой палитры стилистических эффектов, создаваемых каламбуром и игрой слов, данные приемы представляются в значительной степени изученными. Вместе с тем многие аспекты их формирования и функционирования остаются неясными: в частности, среди лингвистов по-прежнему нет единства в определении и отграничении данных стилистических приемов. Некоторые исследователи вовсе не проводят разграничения, однако те из них, которые придерживаются узкой трактовки данных приемов, как правило, исходят из формального (структурного) критерия: лежит ли в основе приема обыгрывание нескольких значений одной лексической единицы (что характерно для каламбура) или значения нескольких сходных по форме единиц (что является условием формирования игры слов). В данной статье, помимо формального критерия разграничения каламбура и игры слов, рассматриваются лингвокогнитивные основания подобного разделена основе методики фреймового анализа. В ходе исследования были выявлены три фреймовые модели формирования каламбура и игры слов: совмещение двух фреймов на базе общего терминала (М1), расширение одного из фреймов за счет появления нового фокуса фрейма (М2), а также концептуальная интеграция двух фреймов (М3). На основании проанализированных примеров актуализации данных моделей в заголовках англоязычной прессы был сделан вывод о том, что частотность той или иной формы реализации стилистического приема, в основе которой лежит соответствующая структурная и фреймовая (лингвокогнитивная) модель, может указывать на то, каламбур это или игра слов. Наиболее сложная по своей структуре модель (М3), предполагающая модификацию структуры одного из фреймов, наименее частотна в отношении каламбура и не применима к игре слов в силу особенностей формирования данного стилистического приема. Продуктивность двух других моделей также определяется семантической структурой приемов каламбура и игры слов: модель М1 более продуктивна при формировании каламбура, потому что предполагает наличие терминалов совпадения в семантической структуре актуализируемых фреймов, в то время как модель М2 более характерна для игры слов, поскольку ввиду отсутствия совпадений в семантической структуре соответствующих фреймов может быть реализована на базе совпадающих лишь по форме единиц (омофонов, омографов, паронимов).

Ключевые слова: каламбур, игра слов, фрейм, фреймовый анализ, лингвокогнитивная модель, медийный заголовок

Список литературы:

Аристотель. Поэтика. Риторика. М.: Азбука, 2018. 320 c.

Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: Litres, 2017. 684 с.

Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Litres, 2017. 432 с.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. А. П. Горкина. М.: РОСМЭН, 2006. 1682 c.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Litres, 2018. 409 с.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М.: Высш. шк., 1990. 344 с.

Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII – первой половины XVIII в.: Польша, Украина, Россия. М.: Наука, 1981. 263 с.

Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999. 317 с.

Шмелёва Е. С. О понятии каламбура // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Се- рия: Языкознание. 2016. Вып. 19 (758). С. 110–120.

Fauconnier G., Turner M. Conceptual Integration Networks // Cognitive Science. 1998. Vol. 22 (2). P. 133–187.

Fillmore Ch. Frames and the Semantics of Understanding // Quaderni di Semantica. 1985. Vol. 6, № 2. P. 222–254.

Fowler R. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. London and New York: Routledge, 1991. 254 p.

Galperin I. R. Stylistics. М.: Высш. шк., 1981. 335 p.

Koestler A. The Act of Creation. London: Hutchinson, 1964. 751 p.

LDCE – Longman Dictionary of Contemporary English. Pearson, 2007. 1950 p.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН