Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Поэтика медиадискурса: лингвокогнитивные основы разграничения каламбура и игры слов (на материале англоязычной прессы) Авторы: Е. С. Шмелёва ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН; МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Каламбур, как и игра слов, представляются нам не просто средствами создания языковой и художественной выразительности, но одними из наиболее ярких инструментов формирования поэтики медиадискурса. Данная статья посвящена рассмотрению лингвокогнитивных особенностей формирования и отграничения этих смежных стилистических приемов. Ввиду широкой палитры стилистических эффектов, создаваемых каламбуром и игрой слов, данные приемы представляются в значительной степени изученными. Вместе с тем многие аспекты их формирования и функционирования остаются неясными: в частности, среди лингвистов по-прежнему нет единства в определении и отграничении данных стилистических приемов. Некоторые исследователи вовсе не проводят разграничения, однако те из них, которые придерживаются узкой трактовки данных приемов, как правило, исходят из формального (структурного) критерия: лежит ли в основе приема обыгрывание нескольких значений одной лексической единицы (что характерно для каламбура) или значения нескольких сходных по форме единиц (что является условием формирования игры слов). В данной статье, помимо формального критерия разграничения каламбура и игры слов, рассматриваются лингвокогнитивные основания подобного разделена основе методики фреймового анализа. В ходе исследования были выявлены три фреймовые модели формирования каламбура и игры слов: совмещение двух фреймов на базе общего терминала (М1), расширение одного из фреймов за счет появления нового фокуса фрейма (М2), а также концептуальная интеграция двух фреймов (М3). На основании проанализированных примеров актуализации данных моделей в заголовках англоязычной прессы был сделан вывод о том, что частотность той или иной формы реализации стилистического приема, в основе которой лежит соответствующая структурная и фреймовая (лингвокогнитивная) модель, может указывать на то, каламбур это или игра слов. Наиболее сложная по своей структуре модель (М3), предполагающая модификацию структуры одного из фреймов, наименее частотна в отношении каламбура и не применима к игре слов в силу особенностей формирования данного стилистического приема. Продуктивность двух других моделей также определяется семантической структурой приемов каламбура и игры слов: модель М1 более продуктивна при формировании каламбура, потому что предполагает наличие терминалов совпадения в семантической структуре актуализируемых фреймов, в то время как модель М2 более характерна для игры слов, поскольку ввиду отсутствия совпадений в семантической структуре соответствующих фреймов может быть реализована на базе совпадающих лишь по форме единиц (омофонов, омографов, паронимов). Ключевые слова: каламбур, игра слов, фрейм, фреймовый анализ, лингвокогнитивная модель, медийный заголовок Список литературы: Аристотель. Поэтика. Риторика. М.: Азбука, 2018. 320 c. Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: Litres, 2017. 684 с. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Litres, 2017. 432 с. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. А. П. Горкина. М.: РОСМЭН, 2006. 1682 c. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Litres, 2018. 409 с. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М.: Высш. шк., 1990. 344 с. Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII – первой половины XVIII в.: Польша, Украина, Россия. М.: Наука, 1981. 263 с. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999. 317 с. Шмелёва Е. С. О понятии каламбура // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Се- рия: Языкознание. 2016. Вып. 19 (758). С. 110–120. Fauconnier G., Turner M. Conceptual Integration Networks // Cognitive Science. 1998. Vol. 22 (2). P. 133–187. Fillmore Ch. Frames and the Semantics of Understanding // Quaderni di Semantica. 1985. Vol. 6, № 2. P. 222–254. Fowler R. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. London and New York: Routledge, 1991. 254 p. Galperin I. R. Stylistics. М.: Высш. шк., 1981. 335 p. Koestler A. The Act of Creation. London: Hutchinson, 1964. 751 p. LDCE – Longman Dictionary of Contemporary English. Pearson, 2007. 1950 p. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |