Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Язык теории как объект метапародии в прозе русского постмодернизма Авторы: Г. А. Жиличева НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ; РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Статья посвящена функциям метапародии в современной прозе. Рассмотрение проблемы базируется на концепции Ю. В. Шатина, установившего, что пародийность, в отличие от пародичности, усложняет референтную сферу текста. В литературе постмодернизма рефлексия популярных теоретических концепций и понятий включается в сюжет, что приводит к эффекту метапародии, т. е. пародии на метаязык. В статье на материале произведений А. Битова, А. Жолковского, М. Успенского, А. Левкина, В. Пелевина анализируется рецепция теории сюжетных функций Проппа, структуралистского представления о языке как системе знаков, постструктуралистских категорий дискурса и нарратива. Ключевые слова: метапародия, постмодернизм, роман, нарратив, А. Битов, А. Жолковский, М. Успенский, А. Левкин, В. Пелевин Список литературы: Абашева М. П. Литература в поисках лица (русская проза конца XX века: становление авторской идентичности). Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. 320 с. Битов А. Пушкинский дом. М.: Известия, 1990. 416 с. (Библиотека советской прозы) Жолковский А. К. НРЗБ. Allegro mafioso. М.: ОГИ, 2005. 272 с. Ладохина О. Ф. Филологический роман. Фантом или реальность русской литературы ХХ века? М.: Водолей, 2010. 162 с. Левкин А. Мозгва. М.: ОГИ, 2005. Лучанкин А. И., Норберг В. В. Экономика смеха: абсурд и утопия в социальной инноватике. Екатеринбург: Зевс, 2005. 340 с. Мейзерский В. М. Философия и неориторика. Киев: Лыбидь, 1991. 192 с. Пелевин В. О. Empire V. М.: Эксмо, 2006. 416 с. Пелевин В. О. iPhuck 10. М.: Изд-во «Э», 2017. 416 с. Пелевин В. О. Тайные виды на гору Фудзи. М.: Эксмо, 2018. 416 с. Пелевин В. О. S.N.U.F.F. М.: Эксмо, 2012. 480 с. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 с. Успенский М. Там, где нас нет. СПб.: Азбука, 2001. 416 с. Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет: Пер. с фр. М.: Касталь, 1996. С. 8–45. Шатин Ю. В. Два лика пародии // Критика и семиотика. 2009. No 13. С. 179–196. Morson G. The Boundaries of Genre: Dostoevsky’s Diary of a Writer and the Traditions of Literary Utopia. Evanston: Northwestern University Press, 1988. 219 p. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |