Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Текст-описание как «нулевая степень рассказа»

Авторы: И. В. Кузнецов

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Выпуск 1, 2020Страницы 143-151
УДК: 80DOI: 10.25205/2307-1737-2020-1-143-151

Аннотация: Повествование и суждение как разновидности речи и текста представляют собой два параллельных способа развертывания допредикативного содержания внутренней речи. Однако в традиционных научных и прикладных классификациях выделяется три таких разновидности: повествование, рассуждение и описание. Остается неясным системное положение текста-описания, важность которого особенно очевидна при изучении произведений художественной литературы. В статье предлагается рассматривать описание как бессобытийную разновидность речи, в этом качестве противостоящую событийным нарративу и ментативу. Кроме того, описание эйдетично, в противовес логичным нарративу и ментативу. Такая троякая оппозиция имеет асимметричный характер. Бессобытийность описания дает основание отграничить его от экфрасиса, всегда несущего элемент событийности. Описание выступает как «нулевая степень рассказа», как «иное», относительно которого полагают себя иные способы построения речи и текста.

Ключевые слова: речь, текст, описание, асимметричная оппозиция, экфрасис, статика, бессобытийность, эйдетичность

Список литературы:

Барт Р. Нулевая степень письма. М., 2008. 431 с.

Введение в литературоведение: литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л. Чернец. М., 2000. 556 с.

Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М., 1998. Т. 1. 470 с.

Кузнецов И. В. Понятие как «мотив» теоретического дискурса // Сюжетология и сюжетография. 2019. No 1. С. 80–86.

Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957. 517 с.

Лосев А. Ф. Бытие – имя – космос. М., 1993. 958 с.

Максимова Н. В. «Чужая речь» как коммуникативная стратегия. М., 2005. 317 с.

Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. 261 с.

Нике М. Типология экфрасиса в «Жизни Клима Самгина» М. Горького // Экфрасис в русской литературе: Труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 123–134.

Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке. М., 1911. 384 с.

Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н. Тамарченко. М., 2004.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.; Л., 1927. 235 с.

Трошева Т. Б. Функционально-смысловые типы речи // Эффективное речевое общение: базовые компетенции. Словарь-справочник. Электронное издание. Красноярск, 2014. С. 726–727.

Тюпа В. И. Введение в сравнительную нарратологию. М., 2016. 145 с.

Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999. 398 с.

Шатин Ю. В. Ожившие картины: экфразис и диегезис // Критика и семиотика. 2004. No 7. С. 217–226.

Яценко Е. В. «Любите живопись, поэты...» Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии. 2011. No 11. С. 47–57.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН