Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: К изучению визуальной поэтики старообрядческой литературы XVIII века Авторы: О. Д. Журавель НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Ставится проблема визуальной поэтики старообрядческой литературы. Материалом для исследования послужили тексты барочных риторик и проповедей выговских лидеров Андрея Денисова и Андрея Борисова, созданные на Выге в XVIII в. Автор полагает, что фокализация в старообрядческой литературной культуре была связана с меняющимися поэтическими установками. С помощью визуальных образов и метафор в текстах начала XVIII в. выстраивался идеализированный образ мира и, в частности, Выговской пустыни как места духовного подвижничества. Показана структурообразующая роль ключевых констант барочного мировидения. В конце XVIII в. в творчестве Андрея Борисова появляется акцент на личности автора, способом концентрации внимания на авторском взгляде являются натуралистически точные описания. Анализируется уникальный пример экфрасиса, также имевший место в творчестве Андрея Борисова (описание портрета Екатерины Второй Д. Левицкого). Ключевые слова: тарообрядческая литературная культура, Выг, барокко, риторика, визуальная метафора, эмблема, Андрей Денисов, Андрей Борисов, экфрасис Список литературы: Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Языки русской культуры, 1996. 448 с. Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 178 с. Белоброва О. А. Физиолог // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1987. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.). С. 461–462. Белова О. В. Славянский бестиарий. М.: Индрик, 2001. 320 с. Духовная литература староверов Востока России XVIII–XX вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. Т. 3. 405 с. Журавель О. Д. К изучению поэтического стиля Андрея Денисова: «Послание с Москвы во общебратство» о встрече в Москве персидского слона // Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках XV–XXI вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. С. 95–118. Журавель О. Д. Литературное творчество старообрядцев XVIII – начала XXI в.: темы, проблемы, поэтика. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. Лахманн Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического. СПб.: Академический проект, 2001. 368 с. Лурье Я. С. Два миниатюриста XV в. (К проблеме так называемого художественного мышления Древней Руси) // Культурное наследие Древней Руси (Истоки. Становление. Традиции). М.: Наука, 1976. С. 105–111. Морозов А. А. Эмблематика барокко в литературе и искусстве Петровского времени // XVIII век. Л.: Наука, 1974. Т. 9. С. 184–226. Понырко Н. В. Эстетические позиции писателей выговской литературной школы // Книжные центры Древней Руси. XVII век. СПб.: Наука, 1994. С. 104–112. Русские народные картинки из собрания Пушкинского Дома. СПб.: Изд. Пушкинского Дома, 2008. Вып. 1: Почему конь не собака? 30 с. Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М.: Языки славянских культур, 2006. 896 с. Судник Т. М., Цивьян Т. В. Мак в растительном коде основного мифа (Balto-Balcanica) // Балто-славянские исследования. 1980. М.: Наука, 1981. С. 300–317. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2006. 226 с. Ханзен-Лёве А. А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. СПб.: Академический проект, 2003. 816 с. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература: В 2 т. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 1. 544 с.; Т. 2. 480 с. Юхименко Е. М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства: В 2 т. М.: Языки славянских культур, 2008. Т. 2. 568 с. Crummey R. O. The Cultural Worlds of Andrei Borisov // Crummey R. O. Old Believers in a Changing World. Illinois, 2011. Р. 136–156. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |