Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: С иконой и ножом: о семиоэстетических причинах вандализма А. Балашова

Авторы: В. В. Мароши

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2020Страницы 279-291
УДК: 75.03; 7.046.3DOI: 10.25205/2307-1737-2020-1-279-291

Аннотация: Рассматривается семиотика вандализма А. Балашова, который привел к порче картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 14 ноября 1581 года». Его эстетическая реакция как бы сфокусировала в себе реакцию первых зрителей картины и стала ответом на ее провокативность. Основой нашего подхода является признание значимости старообрядческой идентичности Балашова и его статуса иконописца / живописца. Намекая на события 1881 г., Репин существенно демонизировал облик Грозного и стигматизировал сына в духе «imitation Christi». Поэтому картина Репина была воспринята Балашовым как «антиикона» по контрасту с иконными образами живописи В. Сурикова.

Ключевые слова: Репин, Балашов, Иван Грозный, вандализм, картина, натурализм, икона

Список литературы:

Антонов Д. И., Майзульс М. Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: Семиотика образа. М.: Индрик, 2011. 384 с.

Волошин М. А. Собр. соч.: В 12 т. М.: Эллис Лак, 2005. Т. 3: Лики творчества, кн. 1: О Репине; Суриков. 608 с.

Грабарь И. Э. Репин: Монография: В 2 т. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 1. 331 с.

Иван Николаевич Крамской: его жизнь, переписка и художественно-критические статьи 1837–1887. СПб.: Изд. А. Суворина, 1888. 750 с.

Из «Повести о боярыне Морозовой» // Алексей Михайлович Романов: pro et contra: Антология / Сост., коммент., вступ. ст. В. Г. Вовиной-Лебедевой. СПб.: Изд-во РХГА, 2015. С. 54–72.

Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Книга, 1989. Кн. 3, т. 9–12. 732 с. Репринт. изд.

Михеев В. И. И. Е. Репин // Артист. 1893. Кн. 4, No 29. С. 95–132.

Мудрогель Н. А. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее: Воспоминания. Л.: Художник РСФСР, 1966. 206 с.

Мутья Н. Н. Аллюзивный аспект в исторической живописи И. Е. Репина. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» // Творчество Ильи Репина и проблемы современного реализма. К 170-летию со дня рождения: Материалы Междунар. науч. конф. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2015. С. 71–84.

Порча репинской картины // Новое время. 1913. 30 (17) янв. С. 2.

Репин И. Далекое близкое. М.: Искусство, 1953. 520 с.

Рогоза А. «Третьяковский вандал» 10 лет назад кодировался от пьянки, а до этого привлекался за драку // Комсомольская правда. 29.05.2018. URL: https://www.nsk.kp.ru/daily/2лены (дата обращения 26.02.2020).

Фомин С. В. Правда о первом русском царе: кто и почему искажает образ государя Иоанна Васильевича (Грозного). М.: Русский издательский центр, 2010. 498 с.

Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII– XIX вв. М.: Наука, 1967. 342 с.

Perrie M. The Popular Image of Ivan the Terrible // Slavonic & East European Review. 1978. Vol. 56, no. 2. P. 275–286.

Perrie M. The Image Ivan the Terrible in Russian Folklore. Cambridge; London: Cambridge University Press, 1987. 269 p.

Perrie M. The Cult of Ivan the Terrible in Stalin’s Russia. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2001. 255 p.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН