Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Топика волшебной сказки в сюжетной структуре пьесы В. Зазубрина «Подкоп»

Авторы: Е. Н. Проскурина

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН

Выпуск 1, 2020Страницы 323-337
УДК: 82DOI: 10.25205/2307-1737-2020-1-323-337

Аннотация: Проводится структурный анализ «забытой» пьесы В. Зазубрина «Подкоп» – финального произведения писателя, создававшегося в середине 1930-х гг. Сюжет организован вокруг конфликта между «архаистами и новаторами» от медицины. Показано его соответствие нормативным параметрам соцреалистического канона, следование которым приводит к однотипности советского сюжета как такового. Подобная сюжетная однотипность, формирующаяся в результате типовых действий героев, соотносится с моделью волшебной сказки, где также существует предопределенность поступков персонажей. В драматургии эти свойства приобретают наибольшую отчетливость в силу особенностей данного литературного жанра. Сюжет пьесы Зазубрина движется от неудач героя- новатора, его обвинения во вредительстве коллегами старшего поколения и запрете на дальнейшее экспериментирование – к научному триумфу и свадьбе, что соответствует таким функциям сказочного сюжета, как «недостача», борьба героя и антагониста, нарушение запрета, решение трудной задачи, вступление в брак и «воцарение». Проводимый анализ подводит к выводу: схематичное поведение героя, его подчиненность сюжету в границах заданного канона приводят к снижению художественного уровня пьесы, лишают ее содержание той окказиональности, которая ха- рактерна для раннего творчества Зазубрина.

Ключевые слова: пьеса В. Зазубрина «Подкоп», В. Пропп, топика волшебной сказки, советская драматургия, соцреалистический канон

Список литературы:

Гудкова В. Рождение советских сюжетов. Типология отечественной драмы 1920-х – начала 1930-х годов. М.: НЛО, 2008. 456 с.

Гюнтер Х. Жизненные фазы соцреалистического канона // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 281–288.

Забытые пьесы 1920–1930-х годов. М.: НЛО, 2014. 992 с.

Зазубрин В. Подкоп // Сибирские огни. 2018. No 2. С. 109–168.

Киршон В. М. О литературе и искусстве: Статьи и выступления. М.: Худож. лит., 1967. 261 с.

Крепс Е. М. О прожитом и пережитом. М.: Наука, 1989.

Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1972. Т. 2. 444 с.

Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. 320 с.

Пропп В. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2005. 124 с.

Проскурина Е. Н. К истории неосуществленных замыслов В. Зазубрина // Сюжетология и сюжетография. 2019. No 1. С. 72–79.

Силантьев И. В. Сюжетологические исследования. М.: Языки славянской культуры, 2009. 223 с.

Энциклопедический словарь. Л.: Министерство культуры СССР, 1935.

Яранцев В. Пьеса Владимира Зазубрина «Подкоп»: эпилог судьбы // Сибирские огни. 2018. No 2. С. 97–108.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН