Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Эмоции в обрядовых песнях медвежьего праздника казымских хантов

Авторы: А. А. Гриневич

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН

Выпуск 2, 2020Страницы 220-236
УДК: 398DOI: 10.25205/2307-1737-2020-2-220-236

Аннотация: Описывается эмоциональный код обрядовых песен медвежьего праздника. Архаичным произведениям психологизм и эмоциональность не свойственны. Однако если эмоции присутствуют в текстах, их описание очень точно и физиологично. Эмоциональный код пересекается с телесным кодом. Описание эмоций зависит от жанра. Наибольшее число эмотивов и описательных выражений эмоций нами зафиксировано в песнях, исполняющихся от лица медведя кайөәӈ ар. В песнях этого жанра «Зиму проспавший зверь» и «Песня спуска вниз» эмоции играют сюжетообразующую роль. В них отражен мотивационный аспект в функционировании эмоций. Самыми частотными являются эмоции страха и гнева. Их описания в текстах наиболее многообразны и частотны.

Ключевые слова: медвежьи песни, казымские ханты, эмоции

Список литературы:

Аванесова Н. В. Эмоциональность и экспрессивность – категории коммуникативной лингвистики // Вестник Югор. гос. ун-та. 2010. Вып. 2 (17). С. 5–9.

Аристотель. Метафизика. URL: http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ metaphiz.txt_with-big-pictures.html.

Багдасарова Н. А. Эмоциональный опыт в контексте разных культур // Человек. 2005. No 4. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/13b/13b7b6b2f14 ecd 2e01fc9d3a56b7bbf3.pdf.

Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1941. 620 с.

Владимирова T. Е. Сакральный код евразийских мифов о тотеме-первопредке // Сибирский филологический журнал. 2017. No 3. С. 5–18.

Волдина T. В. Комплекс представлений обских угров о душе в контексте реинкарнации // Вестник угроведения. 2016. No 1 (24). С. 83–95.

Деметрий Фалерский. Античные риторики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. URL: http://simposium.ru/ru/node/649.

Изард К. Э. Психология эмоций. М.: Директ-Медиа, 2008. 954 с.

Казакевич О. А. Между гневом и страхом (человек и его эмоции в фольклоре северных селькупов) // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / РАН. Ин-т языкознания; отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Индрик, 1999. 422 с.

Кемпински А. Страх // Психология экстремальных ситуаций. 2018. URL: https://bookap.info/praktik/psihologiya_ekstremalnyh_situatsiy/gl49.shtm. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: Гнозис, 2002. 284 с.

Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов): Эксп. изд. / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 1383 с.

Мифы, сказки, предания манси (вогулов) / Сост. Е. И. Ромбандеева. Новосибирск: Наука, 2005. 475 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 26).

Молданова . А. Духовная женская сфера в культуре казымских хантов. URL: http://kazym.ethnic-tour.ru/kazym/kazym/publ/spiritual_woman.html.

Николаева Н. Н. Способы выражения эмоций в героическом эпосе тюрко-монгольских народов Сибири (бурят и хакасов) // Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Абакан, 2018. С. 227–229.

Ортега-и-Гассет Х. Нищета и блеск перевода // Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Поздеев В. А. Психические состояния и эмоции, выраженные в фольклорных текстах, как проблема психофольклористики // Сборник научных статей «Всероссийский конгресс фольклористов». 2019. Т. 4, No 4. С. 234– 242.

Соловар В. Н. Хантыйско-русский словарь (казымский диалект). Тюмень: Формат, 2014. 386 с.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / Пер. с англ. В. Светлова. М.: Академический Проект, 2007. URL: https:// www.psychol-ok.ru/lib/horney/nvk/nvk_03.html.

Хроленко А. . Введение в лингвофольклористику. М.: Флинта, Наука, 2010. 152 с.

Чернецов В. Н. Представления о душе у обских угров // Труды Института этнографии: Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 51. С. 114–156.

Ядринцев Н. О. О культе медведя (преимущественно у северных инородцев) // Этнографическое обозрение. 1890. Кн. 4, No 1. С. 101–115. URL: http://antropo-logica.com/pdf/jadrintsev.pdf.

Hamlin J. K., Wynn K., Bloom P. Three month olds show a negativity bias in their social evaluations // Developmental Science. 2010. Vol. 13:6. P. 923–929. DOI 10.1111/j.1467-7687.2010.00951.x

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН