Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Представление о душе и теле в древнеанглийской традиции

Авторы: А. В. Проскурина

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2020Страницы 237-255
УДК: 81’01DOI: 10.25205/2307-1737-2020-2-237-255

Аннотация: Рассматривается древнеанглийская поэма X в. Soul and Body сквозь призму души, духа и тела в древнеанглийской традиции, которая дошла до наших дней в двух версиях. Первая, вошедшая в состав поэтического сборника Exeter Book, представляет собой краткий вариант обращения несчастной души к плоти. Вторая версия – расширенный вариант поэмы, занесенный в Vercelli Book наравне с христианскими проповедями и поэмами, также являет собой обращение мучающейся души к плоти, а также монолог спасенной души. Однако, к сожалению, речь искупленной души сохранилась не полностью из-за повреждения сборника Vercelli Book. В данной статье приводится авторский перевод второй версии поэмы. В статье делается акцент на дуализме Рене Декарта. Так, расширенный вариант древнеанглийской поэмы Soul and Body предваряет дуализм Рене Декарта, основной идей которого является двойственность идеального и материального, самостоятельность души и тела. Философия Рене Декарта заключается в принятии общего источника – Бога в качестве создателя, который формирует эти два самостоятельные начала, которые мы находим в данной поэме. Дух, как показано в работе, является божественным началом в человеке, созданным по образу и подобию Бога, и предстает высшей частью души, а душа, в свою очередь, является бессмертным духовным началом.

Ключевые слова: душа, дух, тело, плоть, христианство

Список литературы:

Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. 456 с.

НЭС – Новый энциклопедический словарь. М.: РИПОЛ классик, 2012. 1568 с. (Библиотека энциклопедических словарей)

Проскурин С. Г., Проскурина А. В. Культурные трансферы и тексты: Монография / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2017. 176 с.

Проскурина А. В. Вариативность молитвенного обращения к Господу в англосаксонской картине мира // Критика и семиотика. 2018. No 2. С. 195–208. DOI 10.25205/2307-1737-2018-2-195-208

Свааб Д. Мы – наш мозг: от матки до Альцгеймера / Пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2018. 544 с., ил.

Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004. 992 с.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

A Concise Anglo-Saxon Dictionary. John R. Clark Hall. 2 nd ed., 1916. URL: http://www.ling.upenn.edu/~kurisuto/germanic/oe_clarkhall_about.html (accessed: 21.01.2020).

An Anglo-Saxon dictionary, based on the manuscript collections of the late Joseph Bosworth. URL: http://lexicon.ff.cuni.cz/texts/oe_bosworthtoller.html (accessed: 21.01.2020).

Baker P. S. Introduction to Old English. Malden, MA: Blackwell, 2007, 416 р.

Old English Shorter Poems / Ed. and transl. by Ch. A. Jones. Harvard University Press, 2012.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН