Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Або Тбилели. Арабский парфюмер – протектор Тифлиса Авторы: Е. Г. Маргарян РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Проводится экзегетический анализ современной грузинской православной иконы, изображающей грузинского святого, небесного покровителя города Або Тбилисского. Грузинский святой арабского происхождения изображен стоящим на Метехском мосту на фоне города. Каждая деталь в иконе имеет символическое значение и подвергается семиотическому анализу. Это относится к грузинскому кресту в руках святого великомученика, золотому нимбу над головой, его одеянию (тюрбан, хитон и гиматий), ландшафту (река, горы и сады) и самому городу и его строениям (церкви, башни, мост), небу над головой. Рассматриваются особенности иконографического стиля. В качестве основного источника использовано агиографическое произведение средневекового грузинского автора Иоанэ Сабанисдзе «Мученичество Або Тбилели». Анализ иконы дает возможность показать, как формировалась сакральная история города. Ключевые слова: семиотика иконы, небесный покровитель города, Иоанне Сабанисдзе, иконописная фреска, экзегеза Список литературы: Булгаков С. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Киев: Лыбидь, 1991. 147 с. Василик В. В. Богословие мученичества в ранней грузинской гимнографии: служба св. Або Тбилисскому // Философия, религия и культура стран Востока: Материалы науч. конф. «Пятые Торчиновские чтения». СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 103–113. Маргарян Е. Г. Аршакаванская эллинистическая политея и Град Небесный Нерсеса Великого. М: Изд-во РАУ, 2007. Маргарян Е. Г. Мост в армянской и славянской мифопоэтике. Герменевтический анализ // Критика и семиотика. 2011. No 15. С. 5–24. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1946. Сабинин М. И. Иверский Патерик: издание этой книги посвящается Новомученикам Российским и Иверским. М.: Изд-во сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского: Приход храма Святого Духа сошествия, 2006. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 221–303. Флоренский П., св. Соч.: В 4 т. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. М.: Мысль, 1994. Т. 1. 797, [2] с., ил. (Философское наследие. Т. 122) Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Вост. лит., 1998. 800 с. Фрейденберг О.М. Миф об Иосифе Прекрасном. // Язык и литература. 1932. Т. 8. С. 137–158. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. и вступ. ст. А. Майкапара. М.: Крон-пресс, 1996. 656 с. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы: М.: Прогресс, 1987. 312 с. Մարգարյան Ե. Հ. Մեծ Հայքի եւ Կոմմագենեի հոգեւոր առնչությունների պատմությունից (արքայական հանգստարան՝ ὁ τεμένος) // Պատմություն եւ կրթություն, 2005, թիվ 3–4. Antonaccio C. M. An Archaeology of Ancestors: Tomb Cult and Hero Cult in Early Greece. Rowman & Littlefield, 1995. Attwater D., John C. R. The Penguin Dictionary of Saints. 3 rd ed. N. Y.: Penguin Books, 1993. Woods D. St. Christopher, Bishop Peter of Attalia, and the Cohors Marmaritarum: A Fresh Examination // Vigiliae Christianae. 1994. Vol. 48, no. 2. P. 170–186. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |