Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Новые медиа в лингвостилистическом освещении

Авторы: О. В. Орлова

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2020Страницы 413-426
УДК: 81.42DOI: 10.25205/2307-1737-2020-2-413-426

Аннотация: Представлено теоретическое обоснование методологического кризиса современной лингвостилистики относительно языка новых медиа. Выявляются ключевые факторы и противоречия, объясняющие экспланаторную редукцию теорий языковой и стилистической нормы как единого эталонного образца для отбора и организации языковых средств и литературного языка как высшей формы языкового существования. Переход от общенациональной вертикальной конвенциональности в речеи нормотворчестве на конвенциональность горизонтальную, конвенциональность интернет-сообществ, стимулируется освобождением авторства (возможностью и реальностью приобщения к свободной публичной текстовой деятельности неограниченного круга языковых личностей) в новых медиа, а также сменой конструктивного принципа социальной коммуникации в интернет-медиасфере в целом с иерархического на сетевой, гетерархический. В качестве одного из актуальных для стилистики предлагается определение новых медиа как любых информационно-коммуникативных ресурсов сети Интернет, обладающих качествами публичного распространения и свободного приобщения пользователей в форме рецептивной и продуктивной текстовой деятельности.

Ключевые слова: новые медиа, стилистика, освобождение авторства

Список литературы:

Ахренова Н. А. Интернет-лингвистика: новая парадигма в описании языка Интернета // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Серия: Лингвистика. 2016. No 3. С. 8–14.

Балмаева С. Д. Новые матрицы для понимания российских новых медиа // Вестник Гуманитарного университета. 2013. No 1. С. 159–161.

Болотнова Н. С. Публичная языковая личность и медиасреда: проблема речевого воздействия // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2015. Вып. 9 (162). С. 42–48.

Вартанова Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. 2008. Вып. 5–6. С. 37–39.

Вартанова Е. Л. Теория медиа как перекресток научных подходов и методов // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7, No 1. С. 165–176.

Горошко Е. И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. 2007. No 5. 223–237.

Горошко Е. И. Мультимодальное компьютерное общение как еще один шаг в развитии лингвистики новых медий // Гипертекст как объект лингвистического исследования: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2015. С. 21–30.

Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. No 12. С. 105–123.

Горошко Е. И., Павлова Л. В. Лингвистика новых медий как один из вызовов лингвистической традиции прошлого // Вопросы психолингвистики. 2015. No 24. С. 43–54.

Загидуллина М. В. Панмедиатизация как основа ментально-языковых трансформаций // Ментально-языковые трансформации русской лингвокультурной личности: поиск идентичности в медиатизированном обществе. Челябинск, 2018. С. 41–79.

Зверева В. Сетевые разговоры: культурные коммуникации в Рунете. Bergen, 2012. 279 с.

Клушина Н. И. Медиастилистика // Экология языка и коммуникативная практика. 2014. No 2 (3). С. 69–77.

Клушина Н. И. Интернет-стилистика в России. Постановка проблемы // русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. Спб., 2015. Т. 13. С. 31–34.

Клушина Н. И. Языковая норма и ее роль в организации общественного сознания // Изв. Южного федерального ун-та. Филологические науки. 2017. No 4. С. 46–55.

Клушина Н. И. Национальный стиль и медийный вариант языка // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2018. No 4 (193). С. 26–31.

Клушина Н. И. Медиастилистика и эмотивная лингвистика // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2019. No 1 (134). С. 158–161.

Клягин С. В. О моделях нестабильных онтологий в изучении цифрового кочевничества // Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд: Сб. материалов III Междунар. трансдисциплинарной науч.-практ. WEB-конференции. Томск, 2017. С. 150–157.

Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. 287 с.

Луканина М. В. Текст средств массовой информации и конвергенция // Политическая лингвистика. 2006. Вып. 20. С. 205–215.

Мирошниченко А. А. Оцифрованное слово, взрывное авторство и другие дары Интернета // Человек. 2011. No 5. С. 130–142.

Орлова О. В. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 6 (69). С. 79–84.

Орлова О. В. Лаовайский сетевой жаргон: китайский язык и культура в рецепции русскоязычных экспатов (введение в тему) // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2018. Вып. 2 (191). С. 103–108.

Орлова О. В. Лингвистика новых медиа: в поисках языка описания // Настоящее и будущее стилистики: Сб. ст. Междунар. науч. конф. (13–14 мая 2019 г.) / Науч. ред. Е. Л. Вартанова; отв. ред. Н. И. Клушина, С. Ф. Барышева. М.: Флинта, 2019. С. 570–577.

Орлова О. В., Кабанков А. И. Динамика прецедентного мира творческой личности в дискурсе новых медиа: постановка проблемы // Сибирский филологический журнал. 2015. No 4. C. 182–187.

Пастухов А. Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Учен. зап. Орловского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. No1. С. 182–188.

Рогалева О. С., Шкайдерова Т. В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) // Вестник Ом. ун-та. 2015. No 1 (75). С. 222–225.

Сарно А. Я. Анализ контента в исследованиях новых медиа // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. No 3 (23). С. 88–98.

Соколова Н. Л. Популярная культура в эпоху «новых» медиа: социальный анализ культурных практик: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Самара, 2010. 38 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН