Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: «Спрятанный» анекдот: об «Историческом эпизоде» Д. И. Хармса

Авторы: Ф. В. Кувшинов

Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия

Выпуск 1, 2021Страницы 339-350
УДК: 82.0DOI: 10.25205/2307-1737-2021-1-339-350

Аннотация: В 1939 г. постановка оперы «Иван Сусанин» подтолкнула Д. И. Хармса к созданию «Исторического эпизода». За внешней стороной игрового обращения к историческому прошлому России скрывается критическое осмысление про- изошедшего культурного события. Либретто монархической оперы М. И. Глинки было переписано в соответствии со сталинским представлением о патриотизме. Вместе с тем «Жизнь за царя» была выбрана не только для создания образца «советской классической оперы». В обновленном виде она использовалась как часть пропаганды, связанной международными отношениями, а именно с советско-польскими. Напоминание о победе над поляками в Смутное время отвлекало память советского народа от поражения И. В. Сталина в Варшавской кампании 1919 г. Но для такого тонкого ценителя музыкальный культуры, как Хармс, новая постановка воспринималась как исторический анекдот. Издевательское отношение к фигуре Ивана Сусанина стало отражением неприятия оперы.

Ключевые слова: Даниил Хармс, анекдот, советская опера, «Иван Сусанин»

Список литературы:

Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. 183 с.

Богомолов Н. А. Источник «Анекдотов из жизни Пушкина» Д. Хармса // Новое литературное обозрение. 1997. № 24. С. 250–251.

Выставка «XX лет РККА и Военно-Морского Флота» // Историк-марксист. 1938. № 4 (068). С. 198–200.

Губайдуллина А. Н. «Книги-то, чай, чернилами пишутся!» (К интерпретации одного рассказа для детей Д. Хармса) // Сибирский филологический журнал. 2017. № 1. С. 83–91.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: РИПОЛ классик, 2006. Т. 1: А–З. 752 с.

Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995. 470 с.

Живов В. М. Иван Сусанин и Петр Великий о константах и переменных в составе исторических персонажей // Новое литературное обозрение. 1999. № 38. С. 51–65.

Кобринский А. А. Даниил Хармс. М.: Молодая гвардия, 2009. 508 с.

Кобринский А. А. Поэтика ОБЭРИУ в контексте русского литературно-го авангарда XX века. СПб.: Свое издательство, 2013. 316 с.

Курганов Е. Я. Анекдот как жанр. СПб.: Академический проект, 1997. 121 с.

Лекманов О. А. Об одном источнике «Анекдотов из жизни Пушкина» Даниила Хармса // Пушкинские чтения в Тарту – 2. Тарту, 2000. С. 244–247.

Липовецкий М. Н. Аллегория письма: «Случаи» Д. И. Хармса (1933–1939) // Новое литературное обозрение. 2003. № 63. С. 123–153.

Нариньяни С. Иван Сусанин // Смена. 1939. № 4.

Плуцер-Сарно А. Ю. Большой словарь мата. СПб.: Лимбус Пресс, 2005. Т. 1. 392 с.

Раку М. Г. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. М.: НЛО, 2014. 720 с.

Сажин В. Н. Комментарии // Хармс Д. И. Полн. собр. соч. СПб.: Академический проект, 1997. Т. 2: Проза. Драматические произведения. Авторские сборники. Незавершенное. 504 с.

Сажин В. Н. Комментарии // Хармс Д. И. Цирк Шардам: собрание художественных произведений. СПб.: Кристалл, 2001. 1120 с.

Самосуд С. А. Статьи. Воспоминания. Письма. М.: Сов. композитор, 1984. 232 с.

Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы) / Сост. Д. С. Балдаев, В. К. Белко, И. М. Исупов. М.: Края Москвы, 1992. 526 с.

Токарев Д. В. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М.: НЛО, 2002. 333 с.

Хармс Д. И. Полн. собр. соч. СПб.: Академический проект, 1997. Том 2: Проза. Драматические произведения. Авторские сборники. Незавершенное. 504 с.

Цвигун Т. В. Однажды в нарративах Д. И. Хармса // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология.

2014. № 8. С. 44–48.

Шубинский В. И. Даниил Хармс: жизнь человека на ветру. СПб.: Вита Нова, 2008. 560 с.

Ямпольский М. Б. Беспамятство как исток (Читая Хармса). М.: НЛО, 1998. 379 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН